Хронология творчества
Иосифа Бродского
1961
Романс Современная песня Июльское интермеццо Августовские любовники Рождественский романс Проплывают облака Я как Улисс «Бессмертия у смерти не прошу...» «В деревне никто не сходит с ума...» В темноте у окна Петербургский роман «Приходит время сожалений...» «Зачем опять меняемся местами...» «Теперь я уезжаю из Москвы...» Наступает весна «Приходит март. Я сызнова служу...» В письме на Юг Стук Памяти Е. А. Баратынского «Затем, чтоб пустым разговорцем...» Витезслав Незвал «Уезжай, уезжай, уезжай...» Посвящение Глебу Горбовскому Сонет («Мы снова проживаем у залива...») «Мне говорят, что нужно уезжать...» «Воротишься на родину. Ну что ж...» «Люби проездом родину друзей...» Пьеса с двумя паузами для сакс-баритона Васильевский остров «Одинокий проходит в переулке притихшем...» Три главы Упражнение в конформизме «Нет, Филомена, прости;...» Самому себе Шествие Гость
1962
Свадебные стихи «...Мой голос, торопливый и неясный...» Письмо к А. Д. Сонет («Прошёл январь за окнами тюрьмы...») «Я обнял эти плечи и взглянул...» «Прошёл сквозь монастырский сад...» Стансы городу «Ни тоски, ни любви, ни печали...» Диалог Инструкция опечаленным «Под вечер он видит, застывши в дверях...» А. А. Ахматовой «За церквами, садами, театрами...» Явление стиха «Утренняя почта для А. А. Ахматовой из города Сестрорецка» «В тот вечер возле нашего огня...» Дорогому Д. Б. Отрывок «Всё чуждо в доме новому жильцу...» «Пограничной водой наливается куст...» «Я шёл сквозь рощу, думая о том...» «Откуда к нам пришла зима...» «Топилась печь. Огонь дрожал во тьме...» «Уже три месяца подряд...» «Когда подойдёт к изголовью...» Загадка ангелу Крик в Шереметьево «Я памятник воздвиг себе иной!...» «Мы вышли с почты прямо на канал...» На титульном листе «Огонь, ты слышишь, начал угасать...» «Они вдвоём глядят в соседний сад...» От окраины к центру Притча Сонет («Я снова слышу голос твой тоскливый...») «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам...» «Не то Вам говорю, не то...» «Что ветру говорят кусты...» «Стог сена и загон овечий...» Стекло В семейный альбом «Вдоль тёмно-жёлтых квартир...» «Чёрные города...» Холмы Ex Oriente «В шесть часов под Новый год...» Кот Самсон Слон и Маруська Баллада о маленьком буксире «Эстонские деревья озабоченно...» Ночной полёт Зофья Сонет («Великий Гектор стрелами убит...»)
1964
Новый год на Канатчиковой даче «Садовник в ватнике, как дрозд...» «Ветер оставил лес...» Обоз Песни счастливой зимы Рождество 1963 года Письма к стене «Нет, Филомела, прости:...» Воронья песня Инструкция заключённому «В феврале далеко до весны...» «В одиночке желание спать...» Перед прогулкой по камере С грустью и нежностью «Сжимающий пайку изгнанья...» Иллюстрация В распутицу Развивая Крылова Малиновка «Ночь. Камера. Волчок...» «Колючей проволоки лира...» Для школьного возраста «Звезда блестит, но ты далека...» «Забор пронзил подмёрзший наст...» «В деревне, затерявшейся в лесах...» К Северному краю Отрывок «Твой локон не свивается в кольцо...» «К семейному альбому прикоснись...» «Не знает небесный снаряд...» «Дни бегут надо мной...» «Дом тучами придавлен до земли...» Сонетик Настеньке Томашевской «Как тюремный засов...» «Колесник умер, бондарь...» «Отскакивает мгла...» «Осенью из гнезда...» «А. Буров — тракторист — и я...» Румянцевой победам Сонет («Прислушиваясь к грозным голосам...») Псковский реестр Новые стансы к Августе Орфей и Артемида Гвоздика «Деревья в моём окне, в деревянном окне...» «Тебе, когда мой голос отзвучит...» Письмо в бутылке (Entertainment for Mary) «Оставив простодушного скупца...» «Всё дальше от твоей страны...» «Сокол ясный, головы...» «Брожу в редеющем лесу...» На отъезд гостя Северная почта Сонет («Ты, Муза, недоверчива к любви...») Колыбельная («Зимний вечер лампу жжёт...») Песня «Он знал, что эта боль в плече...» Отрывок Отрывок «Пришла зима, и все, кто мог лететь...» Народ Настеньке Томашевской в Крым «Смотритель лесов, болот...» Услышу и отзовусь Сонет («Выбрасывая на берег словарь...») Прощальная ода Чаша со змейкою Einem alten Architekten in Rom
Я делаю из себя человека
  • 1957
  • 1958
  • 1959
  • 1960
  • 1961
  • 1962
В северной деревне
  • 1963
  • 1964
  • 1965
Конец прекрасной эпохи
  • 1966
  • 1967
  • 1968
  • 1969
  • 196*
  • 1970
  • 1971
Продолжение пространства
  • 1972
  • 1973
  • 1974
  • 1975
  • 1976
Американский гражданин
  • 1977
  • 1978
  • 1980
  • 1981
  • 1982
  • 1983
  • 1984
  • 1985
  • 1986
Развалины геометрии
  • 1987
  • 1988
  • 1989
  • 1990
  • 1991
  • 1992
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996

Бабочка

I

Сказать, что ты мертва? 
Но ты жила лишь сутки. 
Как много грусти в шутке 
Творца! едва 
могу произнести 
«жила» — единство даты 
рожденья и когда ты 
в моей горсти 
рассыпалась, меня 
смущает вычесть 
одно из двух количеств 
в пределах дня. 

II 

Затем, что дни для нас — 
ничто. Всего лишь 
ничто. Их не приколешь, 
и пищей глаз 
не сделаешь: они 
на фоне белом, 
не обладая телом, 
незримы. Дни, 
они как ты; верней, 
что может весить 
уменьшенный раз в десять 
один из дней? 

III 

Сказать, что вовсе нет 
тебя? Но что же 
в руке моей так схоже 
с тобой? и цвет — 
не плод небытия. 
По чьей подсказке 
и так кладутся краски? 
Навряд ли я, 
бормочущий комок 
слов, чуждых цвету, 
вообразить бы эту 
палитру смог. 

IV 

На крылышках твоих 
зрачки, ресницы — 
красавицы ли, птицы — 
обрывки чьих, 
скажи мне, это лиц, 
портрет летучий? 
Каких, скажи, твой случай 
частиц, крупиц 
являет натюрморт: 
вещей, плодов ли? 
и даже рыбной ловли 
трофей простёрт. 

V 

Возможно, ты — пейзаж, 
и, взявши лупу, 
я обнаружу группу 
нимф, пляску, пляж. 
Светло ли там, как днём? 
иль там уныло, 
как ночью? и светило 
какое в нём 
взошло на небосклон? 
чьи в нём фигуры? 
Скажи, с какой натуры 
был сделан он? 

VI 

Я думаю, что ты — 
и то, и это: 
звёзды, лица, предмета 
в тебе черты. 
Кто был тот ювелир, 
что, бровь не хмуря, 
нанёс в миниатюре 
на них тот мир, 
что сводит нас с ума, 
берёт нас в клещи, 
где ты, как мысль о вещи, 
мы — вещь сама. 

VII 

Скажи, зачем узор 
такой был даден 
тебе всего лишь на день 
в краю озёр, 
чья амальгама впрок 
хранит пространство? 
А ты лишаешь шанса 
столь краткий срок 
попасть в сачок, 
затрепетать в ладони, 
в момент погони 
пленить зрачок. 

VIII 

Ты не ответишь мне 
не по причине 
застенчивости и не 
со зла, и не 
затем, что ты мертва. 
Жива, мертва ли — 
но каждой божьей твари 
как знак родства 
дарован голос для 
общенья, пенья: 
продления мгновенья, 
минуты, дня. 

IX 

А ты — ты лишена 
сего залога. 
Но, рассуждая строго, 
так лучше: на 
кой ляд быть у небес 
в долгу, в реестре. 
Не сокрушайся ж, если 
твой век, твой вес 
достойны немоты: 
звук — тоже бремя. 
Бесплотнее, чем время, 
беззвучней ты. 

X 

Не ощущая, не 
дожив до страха, 
ты вьёшься легче праха 
над клумбой, вне 
похожих на тюрьму 
с её удушьем 
минувшего с грядущим, 
и потому 
когда летишь на луг 
желая корму, 
приобретает форму 
сам воздух вдруг. 

XI 

Так делает перо, 
скользя по глади 
расчерченной тетради, 
не зная про 
судьбу своей строки, 
где мудрость, ересь 
смешались, но доверясь 
толчкам руки, 
в чьих пальцах бьётся речь 
вполне немая, 
не пыль с цветка снимая, 
но тяжесть с плеч. 

XII 

Такая красота 
и срок столь краткий, 
соединясь, догадкой 
кривят уста: 
не высказать ясней, 
что в самом деле 
мир создан был без цели, 
а если с ней, 
то цель — не мы. 
Друг-энтомолог, 
для света нет иголок 
и нет для тьмы. 

XIII 

Сказать тебе «Прощай»? 
как форме суток? 
есть люди, чей рассудок 
стрижёт лишай 
забвенья; но взгляни: 
тому виною 
лишь то, что за спиною 
у них не дни 
с постелью на двоих, 
не сны дремучи, 
не прошлое — но тучи 
сестёр твоих! 

XIV 

Ты лучше, чем Ничто. 
Верней: ты ближе 
и зримее. Внутри же 
на все сто 
ты родственна ему. 
В твоём полёте 
оно достигло плоти; 
и потому 
ты в сутолоке дневной 
достойна взгляда 
как лёгкая преграда 
меж ним и мной. 
Alt + ↑
Alt + ↓
Esc
По твоему запросу ничего не найдено. Попробуй изменить его!