Что изучает криминология. I


Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» - преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI-XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология - это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность - исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate - обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) - разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией - наукой об обществе, и более всего - с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе - преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии - общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов - правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной - юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

Слово «криминология» (лат. crimen — преступление , греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права , криминалистики .

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп). Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность » появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе , изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание. Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди). Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления , а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности , уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

  • социологические — анализ первичной документации (изучение уголовных дел), опрос (осужденных, потерпевших , сотрудников правоохранительных органов), экспертные оценки, социометрический метод (анализ внутригрупповых отношений);
  • психологические — биографический, тестирование;
  • статистические — статистическое наблюдение, статистический анализ (группировка, факторный и регрессионный анализ).

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права ; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности , и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений .

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

Слово «криминология» при ближайшем анализе состоит из двух корней. Crimen (латинский) - преступление, преступное поведение, logos (греческий) - наука, учение, знание. Следовательно, «криминология» - это учение о преступлении или преступном поведении.

Интерес вызывает история появления криминологии.

Одни исследователи полагают, что рождение кри­минологии связано с выходом в свет в 1764 году сов­сем небольшой, но богатой по содержанию книги итальянского гуманиста, публициста и юриста Чезаре Беккария «О преступлениях и наказаниях», когда ее автору исполнилось всего 26 лет от роду.

Через 120 лет после этого в 1884 году в г.Турин (Северная Италия) итальянский судья Р.Гарофало выпустил в свет солидную книгу под названием «Криминология» или «Природа преступности и тео­рия наказания», состоявшую из трех частей: «Преступность», «Преступник» и «Репрессия». В лю­бом случае мы можем констатировать тот факт, что итальянцы могут гордиться своим первенством в появлении науки криминологии.

Представляется, что такое первоначальное по­нимание криминологии соответствует реальности, ибо наука «уголовное право» по существу должна заниматься главным образом определением самого понятия преступления и уголовного наказания, их признаков и условий реализации.

Человеческое поведение есть нечто целостное, его нельзя разбивать именно как поведение на отдельные части: на социальное, биологическое, психоло­гическое, нравственное, физиологическое и т.д. Лю­ди (субъект познания) делают такую разбивку лишь условно, для более детального изучения тех или иных сторон поведения. Потому и немало наук, которые интересуются, человеческим поведением (философия, религия, социология, медицина, педагогика, психо­логия, юриспруденция и т.д.).

Американский профессор-криминолог Верон Фокс, склоняясь к непознаваемости мира, писал с иронией: «Попытка понять его (поведение человека - Е.К.) - с позиции какой-либо одной из них (т.е. различных наук - Е.К.) напоминает стремление пятерых слепцов описать слона» (В. Фокс. Введение в криминологию. М.: «Прогресс», 1985, с.17).

Каждое конкретное преступление - «элементарная частица» преступности. (В.Н.Кудрявцев. Генезис преступления. Опыт криминологического модели­рования. Москва, 1998, стр. 16). Любое преступление представляет собой акт поведения человека. В психологической литературе под поведением пони­мается так называемая произвольная активность личности, то есть такая активность, при которой осознаны преследуемая цель и есть возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов. Если несколько уточнить и сузить это понимание, то человеческим можно назвать и такое поведение, которое обладает для субъекта смыслом (Хеккхаузен X. Мотивация и деятельность. Том 1, Москва, 1986, стр.14). Другими словами, речь идет о сознательном поведении личности, в том числе и ошибочном, негативном и противоправном. (Е.Каиржанов «Криминология» (общая часть), «Өркениет», 2000, с. 6-7).

В криминологии, как социальной, юридической, естественной науке, имеются общие моменты, которые объединяют точки зрения различных направлений.

Основной вопрос той или иной науки состоит в том, насколько выявлен ее предмет и, следовательно, насколько в процессе научного исследования его возможно определить и точно описать. Предмет науки определяется с позиций установок, которые вместе с тем являются исходными данными, принципиальными теоретическими и методологическими аспектами любых исследований. Постановка целей и задач исследования позволяет конкретно определить предмет науки, ее метод. Таким образом, становится ясно, какие явления исследует данная наука, какой инструментарий она для этого использует. Все высказанное полностью относится и к криминологии.

В настоящее время специализация науки – достаточно условное понятие. Интеграционные процессы, происходящие в человеческом сообществе, касаются всех ее институтов, в том числе и такого социального явления, как наука.

Продолжающееся совершенствование правовой сферы Республики Казахстан в соответствии с Концепцией правовой политики, а также последние инициативы Главы государства Н.А.Назарбаева по реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, в свою очередь, предопределяют необходимость в выработке научно обоснованных и практически значимых предложений в административно-правовой сфере деятельности уполномоченных органов по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью и административной деятельностью, повышению качества профилактической работы.

Специфика предмета криминологии раскрывается в ее соотношении с системой смежных наук как по предмету, так и по другим признакам. Со всей определенностью можно заявить, что криминология есть наука юридическая – она находится в тесной связи с такими отраслями права, как уголовное право, уголовно-исполнительное право, правовая статистика, уголовный процесс, криминалистика, административное право и др. При этом криминология, являясь самостоятельной отраслью знания, использует, тем не менее, методы таких наук как философия, социология, психология, медицина, педагогика и др.

Криминология представляет собой научный институт, изучающий преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.

Предметом криминологии, как и любой другой науки, является исследование роли и места криминологии в жизни социума, ее целей и задач, функций, влияния на социальную политику. Конкретным предметом криминологической науки является специфическая область общественных отношений, связанных с таким социальным явлением как преступность, и системой мер по ее предупреждению. Именно эти отношения представляют собой ядро предмета криминологии и определяют особенность данной науки.

Исследование преступности, в том числе и прогностическое, включает в себя следующее:

– преступность как социальное явление;

– преступление как индивидуальная форма преступности;

– причины и условия преступности, конкретных преступлений;

– личность преступника;

– меры предупреждения преступности и профилактика отдельных преступлений.

Указанные элементы характеризуют также структуру криминологии как отрасли знания. Область научных исследований в криминологии включает в себя различные аспекты:

– профилактический;

– прогностический (входящий в структуру управленческого);

– изучение преступности и ее причин;

– личность преступника;

– виктимология;

– суицидология и т.д.

Естественно, каждый из указанных аспектов требует самостоятельного научного исследования, образуя в ряде случаев предмет особого изучения и предмет относительно самостоятельной учебной дисциплины. Но, прежде всего, каждый из этих аспектов является криминологическим.

Понятие предмета науки криминологии формулируется на основе установки четких научных критериев для определения отношений, составляющих этот предмет. Данный принцип действует в любой науке. Комплексный анализ всех отношений, составляющих предмет криминологии, связан с ее междисциплинарным характером.

В любой науке важно четко определить цели, чтобы дать надежные ориентиры ее развития и сделать невозможным отклонение от избранного пути. Глобальная цель криминологии – построение модели будущего результата научной деятельности в указанной сфере. Постановка и обоснование такой цели на теоретическом уровне осуществляются на основе научного познания с учетом потребностей и интересов данной науки. При этом обосновывается также и последовательность соответствующих практических действий. Теоретическое знание (сама криминология как система знаний) связано с практикой не прямо, а через деятельность (в области борьбы с преступностью) по выработке практических целей на основе этого знания. Прикладная деятельность криминологии связана с организацией, управлением и планированием в сфере противодействия преступности. Отсюда и необходимость согласования теоретических и практических целей.

Конечная цель криминологии как науки определяет ее ориентацию в целом, от которой зависит вся логика процесса познания, вся организация научных исследований в данной сфере. Известно, что конечной целью уголовной политики является контроль над преступностью и порождающими ее причинами и условиями. Отсюда вытекает конечная цель криминологии – вооружение практики всеми необходимыми научными знаниями для претворения в жизнь общей цели уголовной политики, создание соответствующей научной базы. Указанные цели соответствуют интересам общества, носят глубоко нравственный, гуманный характер.

Перспективные цели теоретического и практического характера сводятся к осознанию разносторонней, многоуровневой системы предупреждения преступности как явления, профилактики отдельных видов и категорий правонарушений, совершаемых лицами различных социальных и возрастных групп. Сюда же относятся и нейтрализация криминогенных факторов, усиление влияния на преступность антикриминогенных факторов.

Перспективные цели предусматривают и объединение всех мер социальной профилактики: моральной, правовой и так далее. Однако, такая система должна постоянно коррелировать как с изменениями общественного и государственного развития в целом, так и преступности и мер, связанных с контролем над ней. Поэтому обязательной предпосылкой построения названной системы с расчетом ее эффективного действия на длительный период является криминологическое прогнозирование и основанное на нем перспективное планирование в области теории и практики противодействия преступности. Здесь криминология должна видеть свои специфические цели – научное решение не только теоретических, но и практических задач: как должна строиться система предупреждения и контроля над преступностью, чтобы удовлетворить требования правовой политики в данной сфере, нужды и запросы правоприменительной практики. При этом криминология должна предлагать варианты решения и давать соответствующую информацию. Практика же использует указанные материалы для постановки и распространения передового опыта.

Таким образом, совместная деятельность теории и практики осуществляется для перспективного развития процесса контролирования преступности.

Основная задача криминологии заключается в получении достоверных знаний о преступности и мерах ее предупреждения. Несомненно, конечная задача криминологии – быть наукой высокодейственной, способствовать, решая свои проблемы, созданию такой методики, которая даст практике возможность эффективного контроля над преступностью.

Среди задач, поставленных Президентом нашей республики Н.А. Назарбаевым в области противодействия преступности, в первую очередь следует назвать выявление и научное изучение причин и условий преступности, ее состояния, уровня и структуры. К числу таких задач относится также выявление лиц, способных в силу их поведения совершить преступление, их изучение с целью оказания воспитательного, профилактического воз-действия. Следовательно, наука призвана обеспечить практику конкретными рекомендациями и адекватной оптимальной информацией.

Криминология, изучая вопросы, входящие в ее предмет, осуществляет научные исследования с различных позиций: раскрывает основные признаки преступности, анализирует причинно-следственные связи, изучает тенденции и закономерности данного явления, причем не только с точки зрения его прошлого и настоящего, но и будущего. Таким образом, криминология имеет три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Иными словами, в развитии данной науки условно можно выделить три стадии:

эмпирическую (собирательную), когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;

теоретическую (объяснительную), когда исследователь стремится выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе;

прогностическую (предсказательную), когда исследователь стремится заглянуть в будущее и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса.

На последней, высшей стадии в полной мере выявляются возможности самой криминологии как науки. Названные три стадии (функции) криминологии всегда совмещаются. В единстве они могут быть представлены как познавательная функция, имеющая и так называемый практический выход.

1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии.

2. Место криминологии в системе наук.

3. Методы криминологии.

Криминология от латинского Crimen и греческого Logos - наука о преступлении.

В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., например, в труде Чезаре Беккариа , но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология» появился в работе антрополога Топинарда в 1879 году, а далее криминологию как самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.

С момента зарождения и до настоящего времени не существует единой теории по поводу изучения преступности.

Понятие криминологии определяется через ПРИЗНАКИ КРИМИНОЛОГИИ:

1. Криминология - это наука, система знаний.

2. Природа криминологии как науки связана с отраслевой принадлежностью криминологии.

По мнению Долговой и Кузнецовой, криминология является междисциплинарной наукой. Кудрявцев и Антонян считают, что криминология является общетеоретической наукой, а Кваша - что криминология - это межотраслевая наука. Большинство исследователей склоняются к тому, что криминология - это социально-правовая наука .

3. Криминология - это система правовых норм, содержащихся в правовых документах и регламентирующих проведение общей предупредительной и индивидуально-предупредительной работы. Хотя говорить о том, что криминология - это отрасль права, необоснованно.

4. Предмет криминологии. Устоявшимся мнением является рассмотрение предмета криминологии как совокупности 4 самостоятельных элементов : преступность, личность преступника, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), превенция преступности.

Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из пред-мета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расши-рить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятель-ного предмета криминологических исследований личность преступ-ника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступ-ника изучаются в разделе причин и условий преступности, дру-гие - в разделе предупреждения преступности.


По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологи-ческого механизма индивидуального преступного поведения, по-скольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совер-шивших преступления, от законопослушных граждан. Таким обра-зом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления.

В целях профилактики обществу всегда будет необходим среднестатистический портрет преступ-ника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведе-ния. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников, по мнению профессоров ТГУ Прозументов и Шестлера, объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность ли-ца, совершившего преступление.

Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступле-ние в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только уча-ствующие в совершении конкретных преступлений. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.

Хохряков предлагает в качестве одного из элементов предмета криминологии ввести жертву преступления. Долгова предлагает ввести в предмет криминологии подверженность преступности различным воздействиям . Эминов предлагает ввести в предмет криминологии отдельно последствия преступности (однако статистические данные о преступлениях практически никогда не содержат исчерпывающих данных о последствиях совершения конкретных видов преступлений). Антонян выделяет в предмете криминологии самостоятельный элемент - факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (слишком широкое понимание факторов, связанных с преступностью). Кудрявцев предлагал отдельно выделять планирование, координирование профилактической деятельности, анализ истории криминологии и частные криминологические теории .

Система криминологии строится исходя из двух главных оснований:

1) исходя из ее предмета;

2) по уровню обобщения научно-практической информации выделяют:

Общую часть криминологии - криминологические явления анализируются, в общем и целом, без выделения специфики конкретных видов преступности.

Особенную часть (Специальную) - характеристика видов преступлений изучается отдельно. Виды преступности выделяются либо по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные, неосторожные), либо по субъектному составу (по особенностям контингента преступников)

Задачи криминологии:

1. Предупреждение преступности. Все нормы уголовного закона, прежде всего, являются социально и криминологически обусловленными.

2. Экспертиза проектов НПА на предмет криминологической обусловленности.

3. Подготовка НПА, содержащих нормы о необходимости проведения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Существуют определенные общественные организации и другие коллективные образования, которые занимаются вопросами, вытекающими из этой задачи криминологии.

4. Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

Криминология - социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также предупреждение преступности.

Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Само определение предмета криминологии говорит о том, что данная наука изучает комплекс сложных явлений и вследствие этого связана с иными науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего, рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. Наиболее тесно криминология связана с уголовным правом .

В науке долгое время господствовало мнение, что криминология – это составная часть уголовного права. Однако с развитием криминологии менялись и взгляды на ее место в системе общественных наук. Через некоторое время криминология была признана самостоятельной отраслью научного знания.

Самостоятельность криминологической науки, существующей наряду с наукой уголовного права, обусловлена тем, что криминология подходит к изучению проблемы преступности с других позиций, использует методы, отличные от методов науки уголовного права. Наука уголовного права рассматривает уголовно наказуемое деяние и преступника как уголовно-правовое явление и исследует его, главным образом, формально-логическим, дедуктивным, нормативным методами. Криминологическая наука понимает данное явление как фактическое, общественно опасное и изучает его, прежде всего, индуктивным, социологическим, статистическим и другими методами.

Данные науки различаются и целями своих исследований. Цель криминологии по сравнению с наукой уголовного права является более широкой: проверка эффективности всех (в том числе и уголовно-правовых) методов и средств, направленных на постепенное снижение преступности. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке вопросов борьбы с преступностью обе науки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса , изучающей процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры по их устранению.

Связь криминологии с криминалистикой проявляется различным образом. С одной стороны, теоретические установки криминологии о причинах и условиях конкретных преступлений имеют определяющее значение для методики и тактики расследования преступлений. С другой – криминалистические приемы раскрытия причин и условий конкретных преступлений, разрабатываемые криминалистикой успешно применяемые в криминологии, играют существенную роль в профилактической направленности расследования преступлений.

Криминология взаимодействует и с наукой уголовно-исполнительного права, изучающей принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Несмотря на относительную самостоятельность последней, изучение социологических и психологических аспектов исполнения наказания взаимосвязано с криминологическими исследованиями. Наряду с этим криминологические исследования проблем личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения могут иметь определенную ценность для пенитенциарной практики с области организации воспитательной работы с осужденными.

Уголовная статистика снабжает криминологические исследования огромным фактологическим материалом о преступлениях и осужденных лицах, о вреде, причиненном преступлениями обществу, об основных социальных характеристиках личности преступника, о профилактических мерах, применяемых правоохранительными органами. Эти статистические данные имеют существенное значение для теоретических обобщений и выводов, направленных на совершенствование борьбы с преступностью. Кроме того, статистика предоставляет в распоряжение криминологии систему методов статистического наблюдения за преступностью.

Значительна связь криминологии и с юридической психологией , особенно с такими ее отраслями, как криминальная и исправительная психология.

При этом, как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего, это социология , изучающая общество в процессе его функционирования. Социология обогащает криминологические исследования, предоставляя им множество социологических исследований о развитии общественных явлений, о происходящих в обществе структурных изменениях, о развитии миграции, процессе урбанизации, о социальной активности людей, об условиях и образе их жизни и т. д. Кроме того, криминология заимствует у социологии методики исследования социальных явлений и процессов. С другой стороны, криминологические данные – ценный источник сравнительного анализа при социологических исследованиях, цель которых – оценка негативного воздействия преступности на общество.

Криминология активно использует достижения психологии, ее различных отраслей. Теоретические установки и эмпирические исследования общей и социальной психологии необходимы для изучения всех личностных особенностей, определяющих механизм индивидуального преступного поведения. Изучение психологических черт личности преступника как элемента криминологической характеристики невозможно без углубленного анализа эмоционально-волевой, интеллектуальной и, особенно, мотивационной сферы лиц, совершивших преступления, их антисоциальной направленности, которые, в конечном счете, определяют и их преступное поведение. Познание проблем формирования личности преступника и непосредственной причины индивидуального преступного поведения невозможно без глубокого анализа межличностных отношений в микросоциальной среде.

Связь криминологии с экономическими науками проявляется не только при изучении преступности в сфере экономики и корыстной преступности, но и при оценке материальных факторов в генезисе социальной детерминации преступности, разработке системы экономических мер по снижению или предотвращению преступлений в отдельных сферах экономики. Данные, подчерпнутые из различных сфер экономической, социально-культурной и демографической статистики, также используются в криминологических исследованиях.