Что может человеческий мозг. Человеческий мозг: непознанный биологический компьютер

Головной мозг - сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков. Если представить себе все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. И в то же время это очень небольшой орган - у современного человека он весит от 1020 до 1970 грамм.

Два судьбоносных прорыва

Тайны и возможности человеческого мозга долгое время оставались для исследователей больным вопросом. До недавнего времени они могли только строить теории о его работе, а сам орган удавалось наблюдать лишь во время вскрытия. Первый большой прорыв произошел, когда врачи научились имплантировать электроды непосредственно в мозг. Примерно тогда же стало понятно, как работает нейрон и как происходит по нервам и от одного нейрона к другому.

Второй большой шаг вперед случился, когда появились методы электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмисионной и функциональной магниторезонанской томографии. Они дали возможность «заглянуть» внутрь живого, работающего мозга. С помощью этих средств врачи и исследователи способны «увидеть», какие части мозга активны во время сна, разговора, мышления, появилась возможность отличать нормальную работу органа от его патологии, обнаруживать нарушения и ставить более точные диагнозы.

Человеческий мозг: особенности и возможности

Этот относительно небольшой орган, который занимает лишь 2% от общей массы тела, тем не менее потребляет около 20% всего кислорода, который поступает в организм. С рождения и до смерти он никогда, ни на минуту, не прекращает своей деятельности.

Человеческий мозг, возможности и способности которого по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии. По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт. Это и близко не сравнимо с тем, что сейчас существует в технике: к концу 2015 года планируется достичь емкости всего 20 терабайт.

Раньше считалось, что у взрослого человека этот орган статичен - нейронные ткани остаются неизменными и могут только погибнуть, вырастить же новые организм не в состоянии. Однако к концу ХХ века благодаря исследованиям Элизабет Гуд стало понятно - на протяжении всей жизни организма продолжают вырастать новые нейроны и нервная ткань.

Впрочем, возможности не ограничиваются новыми нейронами. Бытовало мнение, что этот орган не способен восстанавливаться после повреждений и травм. Ученые из Каролинского университета и университета Лунда провели исследование, результаты которого могут перевернуть с ног на голову современные представления об этом. Согласно их исследованию, в местах, пораженных инсультом, организм может «выращивать» новые нейроны взамен поврежденных.

Способность обрабатывать информацию

Умение обрабатывать информацию и приспосабливаться к обстоятельствам - еще одно свойство, которым обладает этот орган. Причем подобная приспособляемость заставляет подозревать скрытые возможности человеческого мозга у многих «обычных» людей. Способность воспринять и хранить неограниченное количество информации у Кима Пика или сонарное зрение у таких людей, как Дэниел Киш и Бен Андервуд, - лишь два примера подобных загадок.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить - бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это - он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год. Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки - щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее. Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети - играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух. Однако здесь не просто отличный слух - Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих. С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали. Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом - он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников - Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет. Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша - Лукас Мюррей и Брайан Бушвей. Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз. В случае слепых они просто «перепрофилировались». Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным - подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек. И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Соревнование на сверхспособности

За исключением профессиональных официантов и мнемоников, немногие способны запомнить двадцать не связанных друг с другом слов подряд. А несколько сотен слов за 15 минут? Кажущиеся невероятными возможности человеческого мозга - обычное дело для участников чемпионата мира по памяти, который каждый год собирает несколько десятков человек.

Участники подобных соревнований используют мнемонику - совокупность различных приемов и техник запоминания, которая позволяет развить обычные возможности человеческого мозга и сохранять в памяти информацию любого типа и почти любого размера.

Эти люди соревнуются в запоминании большого количества лиц и имен, цифр, абстрактных картинок, карт, случайных слов за ограниченное время: например, нужно запомнить, в какой последовательности шли в течение 15 минут абстрактные картинки. Или как можно больше случайных цифр в течение часа. Среди чемпионов этого необычного вида спорта - Доминик О’Брайен, Саймон Райнхард, Йоханнес Маллоу и Йонас фон Эссен.

Большинство чемпионов получили подобные способности регулярными тренировками - как уверяет Бен Придман, трехкратный чемпион мира по этой дисциплине, этого может добиться каждый. Однако такие сверхвозможности человеческого мозга бывают и врожденными - например, у мнемониста С. В. Шерешевского и американца Кима Пика.

Ким Пик и Соломон Шерешевский

Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А. Лурье, когда был достаточно молодым человеком - причем память его была феноменальной безо всяких тренировок. Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники. Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем. Единственной его проблемой было научиться забывать.

Этот человек обладал так называемой синестезией. Во всем остальном С. В. Шерешевский оставался вполне обычным. Не та ситуация с Кимом Пиком - он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного. Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть. Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги (который так же, как и Ким Пик, "савант", однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).

Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг. Все это было не просто «мертвым грузом» - он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.

В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти. Именно он вдохновил снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».

Феномены науки

На протяжении человеческой истории случались многие вещи, которые сложно объяснить науке. Причем есть случаи, которые в буквальном смысле заставляют ученых почувствовать, что возможности человеческого мозга отнюдь не ограничиваются современными представлениями о нем.

Человек с половиной мозга

В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову. В результате этого после операции он потерял около 60% мозга. Самое удивительное - то, что Родригес по-прежнему жив. Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.

Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными. Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».

Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.

Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»

В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову. На тот момент Гейджу было 25 лет.

Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга. Однако он не умер. Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу. Врач наложил повязку и очистил рану от осколков - это было все, что медицина того времени могла предложить. Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.

Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень. Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел - он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки. Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи - не самые удивительные. Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга - феномен Цеперовича. Яков Цеперович - человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно Время словно остановилось для него - он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году - после сильного отравления он находился в состоянии после чего впал в кому. Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать - даже лежать горизонтально у него не получалось. Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние - лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком - любил подраться, выпить, работал электриком. После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений. В последнее время живет в Германии.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга - документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью. Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии. К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, - «5 сфер». Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности. Ясно одно - в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Мозг человека – весьма загадочный орган Нашего тела, благодаря которому каждый человек – особенный. Это огромное хранилище, которое окружено множеством секретов и тайн, а то, сколько мифов существует про данный орган – не сосчитать. Выяснить на что же способен Наш мозг до конца не могут даже самые гениальные умы нашего времени.

Однако, прислушиваясь к мифам, подтвержденным наукой, Мы можем сделать вывод, что способности головного мозга находятся за гранью изученного. И только один факт, доказанный научно, не вызывает каких-либо споров и сомнений – человеческий мозг используется только на 1-4% своих способностей.

Почему же там происходит? Все действительно просто. Ученые умы считают, что природа при рождении наделяет каждого человека, по истине, уникальным даром – интеллектом, но так же и защитой, которая не дает мозгу перегружаться. Именно из-за этой защиты от перегрузки способности мозга используются нами всего лишь на 1-4%.

Развитие способностей мозга

Существуют различные упражнения, помогающие достичь своей цели в развитии способностей мозга , основные и довольно эффективные представлены ниже:

1. Добровольные занятия спортом

Существует теория, что при желании заниматься физическими упражнениями у человека лучше протекает развитие способностей мозга . Это калифорнийские ученые выяснили на примере вышей во вращающемся колесе. Так как нагрузки не в тягость, то идет положительное отражение на работе мозга.

2. Эффект смены основной руки

Постарайтесь делать что-либо не привычной для Вас рукой (если вы правша - левой, и наоборот, если левша - правой) - писать, чистить зубы, держать ложку и так далее. Таким не хитрым способом Вы можете использовать новые участки головного мозга. Ученые доказали, что эффект смены основной руки развивает пространственное воображение и активизирует творческие способности.

3. «Почему?»

Любопытство свойственно нашему головному мозгу. Постарайтесь проявлять свое любопытство к некоторым вещам. Лучший способ улучшить любопытство - часть задаваться вопросом «Почему?». Пускай это станет Вашей новой привычкой (в день раз 9-11). Вы удивитесь тому, сколько возможностей в жизни станут вам доступны.

4. Смех

Смех оказывает положительное влияние на организм человека и его здоровье в общем и на мозг так же. В процессе смеха вырабатываются эндорфины, которые оказывают благоприятное воздействие на работу всех систем организма, а также дают возможность мозгу настроиться на работу. Не пренебрегайте этими советами, если вы поставили себе цель, они действительно смогут вам помочь.

Игра «Зрительный поиск»

Поспособствовать развитию способностей мозга смогут игры с сайта партнера . В этой игре вам потребуется среди представленных фигур на экране выбрать ту, которая отличается от других по всем параметрам (цвет, форма, размер). Данная игра послужит хорошим помощником в развитии способностей мозга , внимания, зрительного поиска, сравнения, реакции и так далее, как и другие игры с этого сайта.

Игра «Скоростное сравнение»

  1. Развивает память
  2. Улучшает внимание
  3. Ускоряет реакцию и мышление

В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки "Да" - похожа или "Нет" - не похожа.

Игра «Математические сравнения»

Прекрасная игра, с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?

Игра «Аэропорт»

  1. Развивает произвольное внимание

Сразу после старта игры как можно быстрее отвечайте на вопросы: "Куда летит самолет?" и "Откуда летит самолет?". Обратите внимание, что в первом случае цвет кружка вокруг самолета синий, а во втором красный. Это поможет быстрее отвечать на вопросы и набирать больше очков. Чем больше очков, тем эффективней тренировка. Игра полезна взрослым и детям.

Игра «Копилка»

  1. Увеличивает скорость мышления
  2. Улучшает логику и устный счет
  3. Развивает визуальный счет

На экране показаны четыре копилки, нужно как можно быстрее посчитать в какой копилке больше денег и кликнуть левой кнопкой мышки на эту копилку. Первые результаты будут видны уже после 10 минут тренировки.

Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

Игра «Скоростное сравнение»

  1. Развивает память
  2. Улучшает внимание
  3. Ускоряет реакцию и мышление

В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки ""Да"" - похожа или ""Нет"" - не похожа.

Игра «Фланговая задача»

Игра «Фланговая задача» похожа на «Космос» и чуть посложнее. На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше, ведь это уже начало развития внимания. Ну что, поехали?

Игра «Космос»

  1. Улучшает концентрацию внимания
  2. Совершенствует переключение внимания

Отличный тренажер для развития внимания. На картинке показывается ракета, вам нужно как можно быстрее определять, куда летит она. Игра ограничена по времени, чем быстрее и правильнее определяете куда летит ракета, тем больше пользы от тренировки и заработанных очков.

Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

Игра «матрицы цвета»

  1. Развивает непроизвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

После начала игры на экране появится поле из клеточек, каждая из которых закрашена одним из двух цветов. Ваша цель - указать какого цвета больше. Игра длится полторы минуты, за это время нужно успеть дать как можно больше правильных ответов. Чем больше правильных ответов - тем больше поле. Чем больше поле - тем больше очков.

Бонус к способностям мозга

Одной из отличных способностей мозга является способность быстрого чтения. Люди обладающие таким навыком успевают узнавать больше полезной и интересной информации, прочитывать больше книг.

Так же у людей с развитым навыком скорочтения быстрее работает голова и лучше запоминаются нужные вещи, ведь для само слово скорочтение подразумевает не просто быстрое чтение, а быстрое восприятие информации и запоминание!

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Роджер Сайп «Развитие мозга»

В этой же статье я хочу вам посоветовать книгу Роджера Сайпа «Развитие мозга». Данная книга поможет развить Вам собственный мозг .

Роджер Сайп – опытный коуч, считает, что мозг должен использоваться более активно и эффективно. Конечно, потребуется кое-что изменить в Вашей жизни. Вам придется отказаться от ненужных занятий, отнимающее лишь время (сюда входят также лишние часы сна), перестать переживать из-за мелочей и придется постоянно выходить из зоны комфорта. Затем автор переходит к практикам - показывает, как лучше запоминать информацию, освоить скорочтение, выполняя упражнения для глаз, и помогать мозгу быстрее справляться с задачами.

Джон Медина «Правила мозга»

Биолог по образованию Джон Медина считает, что для повышения работоспособности вам не нужны специальные упражнения - достаточно знать, как работает наш головной мозг. В своей книге автор вывел 12 правил. Одно из которых: мозг может удерживать внимание всего десять минут, после чего ему требуется отдохнуть, переключившись на что-то другое. Женщины лучше запоминают детали произошедшего, а мужчины быстрее находят суть данной проблемы.

Также, всего 26 минут сна повысят вашу производительность на одну треть. Книга даст возможность Вам найти общий язык со своей головой, понять, когда и как правильно заниматься работой, как удерживать свое внимание.

Память, как способность мозга

Развивая способности мозга, вы имеете прекрасную возможность заняться своей памятью. Память – одно из самых полезных качеств, так как без хорошей памяти в современном мире не справиться, нужно помнить много всего, в то время как забыть что-то так просто, согласитесь? Плохая память доставляет много неудобств, поэтому мы предлагаем заняться развитием памяти вместе с нами, и при этом совершенно бесплатно!

«Игра матрицы памяти»

Представляем замечательную игру, которая вам пригодится память – это «Матрицы памяти». Матрицы – это великолепная тренировка мозга, в которой вам нужно будет запомнить расположение закрашенных полей, а затем по памяти воспроизвести их 1 в 1 как они были на пустом поле. Как долго вы сумеете продержаться?

Возможности человеческого мозга до сих пор полностью не изучены, хотя, согласно библейскому учению, человек создан по образу и подобию Бога. В обыденной жизни люди практически не пользуются способностями, которые в каждого заложены генетически.

Как работает головной мозг

Сама Природа постаралась надежно защитить главный орган человека, без которого невозможна жизнь:

  • вещество головного мозга спрятано в прочную черепную коробку, кости которой могут выдержать достаточно сильный удар кулаком;
  • волосяной покров надежно оберегает от холода и зноя;
  • насыщенность кровяными сосудами обеспечивает питание мозга;
  • жидкостная прослойка защищает орган от колебаний во время движения.

Головной мозг человека обеспечивает возможность говорить, слышать, видеть, думать, осязать, двигаться. Человеческий орган, в отличие от животного, способен оперировать логическими, нравственными, моральными категориями. Управляет всеми мышцами тела сознательно и бессознательно. Левая часть мозга управляет движениями правой стороны тела, а правая управляет противоположной частью. Больше развитая левая сторона головного мозга задает человеку техническую форму мышления. Правое полушарие соответствует гуманитарной ориентации. Если добиться одновременной работы обоих полушарий, то способность запоминать информацию возрастет во много раз.

Кора головного органа занимает площадь 2000-2500 кв. см, если считать в расправленном от извилин состоянии. Каждый участок ее отвечает за определенные функции.

Объем головного мозга составляет всего 2% от тела человека, но без его управления организм не сможет работать и жить.

Как тренировать память

Обыкновенный человек использует возможности мозга всего на 5-10% заданного природой. Как любой другой орган человеческого тела, мозг снабжен защитным механизмом, позволяющим использовать свои возможности ровно на такую величину, которая требуется в настоящий момент. Люди, перестающие тренировать умственные способности после окончания учебы в школе, институте, постепенно деградируют.

Плохая память – первый признак мозговой усталости.

Научные эксперименты доказали, что лучше функционирует мозг при постоянных умственных нагрузках:

  • решение математических задач с повышающейся сложностью;
  • разгадывание кроссвордов;
  • изучение иностранных языков;
  • запоминание определенного количества информации;
  • чтение книг;
  • компьютерные игры развивают быстроту реакции и находчивость.

Регулярное напряжение умственных способностей даже в течение получаса в день способно продлить разумную жизнь человека до самой старости.

Тренировки обеспечивают всестороннее развитие головного мозга:

  • увеличивается масса органа;
  • лучше осуществляется капиллярное кровяное снабжение;
  • уменьшается риск поражения мозга возрастными заболеваниями.

Простейшие упражнения для тренировки головного мозга даются еще в школе:

  • заучивание наизусть больших кусков прозаического текста, лучше на иностранном языке;
  • многократное переписывание домашнего или классного задания, добиваясь оформления текста без ошибок и помарок;
  • устный счет вслух.

Такие несложные тренировки памяти образуют основу интеллектуального воспитания человека.

Как стимулировать мозговую деятельность

Отлично воздействует на мозг техника скорочтения:

  • регулярные занятия на протяжении 3-4 месяцев с соблюдением определенного эмоционального состояния;
  • понимание сути прочитанного текста;
  • расширение поля, обхватываемого взглядом;
  • аутогенные тренировки памяти благоприятно воздействуют на состояние головного органа.

Тренировать мозг можно так же, как мышцы, добиваясь хороших результатов практически в любом возрасте:

  • чтение книг любого жанра развивает логическое мышление, проработку жизненных ситуаций с различных точек зрения;
  • при занятиях спортом вырабатывается гормон эндорфин, способствующий стимуляции мозговой активности;
  • часовая передышка в середине дня, отведенная под сон, помогает мозгу расслабиться для лучшего усвоения информации;
  • искусственная стимуляция мозговой деятельности наркотиками, алкоголем, никотином ведет к отмиранию мозговых клеток;
  • гормон эстроген, в большом объеме выделяемый организмом при сексе, помогает справиться с нервными перегрузками и стрессом. Особенно это актуально для женщин.

Необходимо каждый день изучать что-то новое, чтобы ликвидировать застой мозговой активности, но в большинстве случаев люди практически не используют возможности мозга, так как гораздо проще жить, как все.

Как развить сверхспособности

М. С. Норбеков построил свою оздоровительную систему, на принципе, что мозг можно «убедить» в физическом здоровье одного или нескольких органов. Тогда организм сам инициирует восстановительную «перенастройку» всего тела, подобно компьютерной программе.

Однако заниматься изо дня в день, пусть и несложными, но регулярными упражнениями, многим просто лень.
Лучшим временем для восприятия и запоминания информации считается детский возраст с 2 до 11 лет. Именно этот период следует использовать для закладывания в головной мозг ребенка основ фундаментальных знаний.

Новейший метод обучения – суггестология – заключается в запоминании большого объема информации в короткое время. Ученик, находясь в расслабленном состоянии, воспринимает обучающую программу под звуки музыки. Не надо напрягаться, стараясь запомнить материал, организм сам откладывает услышанное в уголки памяти. Таким способом можно увеличить объем информации примерно на 50% в сравнении с обычными обучающими программами.

Все большее распространение получают профессиональные тренинги, способствующие обучению молодых специалистов таинству мастерства в кратчайшие сроки.

Повышенное внимание уделяется паранормальным способностям головного мозга. Ясновидящие, экстрасенсы, гипнотизеры, предсказатели всех мастей заполонили рекламой страницы СМИ. Развить интуицию или другие экстрасенсорные способности можно, совмещая трудолюбие с воображением. Однако следует при этом учесть, что такие знания и возможности не каждому придутся по душе.

Часто сверхвозможности проявляются во время опасности, стресса или под воздействием несчастного случая: удар электротоком, падение с высоты, травма головного мозга. Таким образом, мозг замещает потерянные качества другими. У людей, потерявших зрение, развивается слух, осязание. Люди, не смирившиеся со своим положением вечной темноты, изыскивают необычные способы ориентироваться в пространстве, которые не может объяснить сегодняшняя наука.

Метод плацебо или веру в чудо не могут объяснить современные ученые. Распространенные случаи мгновенного исцеления от опасных заболеваний, в том числе и рака, так и остаются без вразумительного ответа.

Человек будущего

Ученые предполагают, что в настоящее время происходит формирование человека будущего, обладающего супервозможностями:

  • ухудшающаяся экологическая обстановка приводит к мутации генов, благодаря которым в мозгу открываются ранее незадействованные каналы;
  • новый человек, ощущая единство с космической базой информации, перестанет лгать и ценить материальный достаток, возродятся новые приоритеты;
  • усилием воли будущее поколение научится воздействовать на организм, способствуя очищению его и оздоровлению.

Людям необходимо научиться пользоваться возможностями своего мозга, чтобы приносить в мир любовь к ближнему, сострадание, мудрость, взаимопонимание. Развивая свои таланты, надо стремиться расширить рамки своего восприятия окружающей действительности, чтобы соответствовать высокому званию Человека.
Человеческому мозгу можно, как компьютеру, задать любую программу, целью которой должно быть созидание, а не войны с себе подобными. Если человек искренне захочет изменить окружающий мир и себя самого к лучшему, у него это обязательно получится.

Прежде чем отправлять материал для публикации, убедитесь, что он соответствует правилам

  • Материал должен быть авторским и уникальным. Материал должен иметь текстовое наполнение. Это значит, что автором материала должны являться именно Вы, и он нигде не должен быть опубликован ранее на других сайтах. Публикация чужих материалов (в том числе переработка чужих произведений) без предварительного согласия их авторов запрещается и администрация сайта, не несет ответственности за публикацию таких материалов. Также запрещается публикация фотокопий (фото/скан версия своих произведений, PrintScreen изображений своих произведений).
  • В случае обнаружения нарушения авторских прав (плагиата) опубликованный материал удаляется с сайта до выяснения обстоятельств.
  • После добавления материала на наш сайт, Вы не имеете права добавлять этот же материал на другие сайты. В противном случае этот материал будет удалён с нашего сайта.
  • Отправляя материал на сайт, Вы безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передаете администрации сайта права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения - в соотв. с ГК РФ (ст. 1270 и др.). Ни при каких обстоятельствах администрация сайта не несет обязательств по выплате в чью-либо пользу какого-либо вознаграждения за опубликованные материалы. Ни при каких обстоятельствах и условиях администрация сайта не несет ответственности за косвенные или побочные убытки либо за упущенную выгоду и неполученные доходы, связанные с публикацией авторских материалов.
  • Копирование материалов, опубликованных на сайте, не допускается.
  • Всю ответственность за опубликованные материалы и содержащиеся в них сведения несут их авторы. Администрация сайта не несет ответственности за содержание опубликованных работ и нарушение авторских прав. Администрация сайта не несет ответственности за дальнейшую судьбу материалов после их опубликования.
  • Авторы публикуемых материалов дают согласие и заявляют о том, что администрация сайта не обязана изучать или оценивать предоставленные к обнародованию авторские материалы, или безошибочность указанных материалов.
  • Администрация сайта вправе удалить тот или иной материал в любой момент по своему усмотрению или требованию пользователей сайта. Администрация сайта не обязана вступать в переписку или комментировать свои действия.
  • Отправка материала на публикацию означает полное принятие настоящих правил.

Академик Н. БЕХТЕРЕВА.

Крамольные идеи, изложенные в этой
статье, - они и есть крамольные,
но других пока нет и,
может быть, не будет.
А впрочем... Все бывает.

Н. П. Бехтерева

Бехтерева Наталья Петровна - действительный член (академик) Российской академии наук.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский психиатр, морфолог и физиолог.

Детектор ошибок.

Тест "Детекция смысловых и грамматических признаков речи". Гистограммы импульсной активности нейронов определенных зон (полей Бродмана) мозга человека при выполнении теста.

Особенности сверхмедленных физиологических процессов, которые в головном мозге человека связаны с формированием эмоциональных реакций и состояний, у больной паркинсонизмом.

ХХ век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не справляется с организацией сбалансированного мира. Его "биологическое" во многих уголках мира, да иногда и глобально торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса и век кровавый... Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека...

ХХ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Часть этих знаний уже нашла применение в медицине, но сравнительно мало используется в воспитании и обучении. Человек как индивидуум уже пользуется достижениями фундаментальных наук о мозге. Человек как член общества имеет еще мало "профита" и для себя и для общества, что связано в большой мере с консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в виду перевод достижений в изучении закономерностей работы мозга с языка нейрофизиологии в приемлемую для воспитания и обучения форму.

Попробуем же разобраться, находимся ли мы "на пути" к мистической мудрости "Шамбалы" (сказочная страна мудрецов в Тибете. - Прим. ред. ), если находимся, то где? Единственный надежный путь к необходимой и достаточной мудрости в межличностных, личностно-общественных и межобщественных отношениях, рационально-реальный путь к "Шамбале" лежит через дальнейшее познание законов работы мозга. Путь к этому знанию человечество прокладывает совместными усилиями нейрофизиологии и нейропсихологии, укрепленных сегодняшними и завтрашними технологическими решениями.

ХХ век унаследовал и развил данные и представления о базисных механизмах работы мозга (Сеченов, Павлов), в том числе и мозга человека (Бехтерев). Комплексный метод изучения мозга человека и технологический прогресс в медицине в ХХ веке принес и наиболее крупные достижения в познании принципов и механизмов работы мозга человека. Сформулированы формы организации мозгового обеспечения интеллектуальной деятельности человека, надежности функционирования его мозга, механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показано наличие в мозгу детекции ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные механизмы собственной защиты мозга. Значение этих открытий для понимания возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить.

Возможности мозга интенсивно изучаются и будут изучаться, на пороге стоит задача открытия (или закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов. Мозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя.

Что же мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? И что же такое его защитные механизмы, сверхзащита, а может быть, и запреты?

Однажды - а во сверхускоряющемся беге времени, пожалуй что и давно - уже больше тридцати лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, мой сотрудник Владимир Михайлович Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два "умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. Скажем так: до стимуляции этой, вполне определенной точки мозга (знаю, но не скажу какой!) больной запоминал 7+ 2 (то есть в пределах нормы) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Железное правило: "каждому данному больному - только то, что именно ему показано". Мы не знали тогда, как "вернуть джинна в бутылку", и не стали с ним заигрывать, а активно подтолкнули к возвращению - в интересах больного. А это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга!

О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота.

В наблюдении В. М. Смирнова приведено как бы обратное событие по сравнению с теми, о которых упоминается далее, однако, может быть, в нем есть и ответ на еще не сформулированный здесь вопрос к мозгу: что же и как обеспечивает сверхвозможности? Ответ и ожидаемый и простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Простой, ожидаемый, но - неполный. Стимуляция была короткая, феномен "не застрял". Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально.

Таким образом, сверхвозможности бывают исходные (талант, гений) и могут при определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме озарения с изменением режима (скорости) времени и в экстремальных ситуациях тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самое важное в наших знаниях о сверхвозможностях, они могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи.

Жизнь столкнула меня с группой лиц, которые под руководством В. М. Бронникова обучаются многому, в частности видеть с закрытыми глазами. "Мальчики Бронникова" получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего способности к альтернативному (прямому) видению. При объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое обучение проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. "Условно-патологические", по-видимому, в условиях собственных, специальных мозговых механизмов защиты.

Количественное накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве - по крайней мере многих, если не всех его механизмов, - сейчас на грани перехода в качество - на грани получения возможности целенаправленного формирования человека сознательного. Однако переход от познания закономерностей природы к разумному пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий, но всегда тернистый.

И все же, если подумать об альтернативах - жизнь в ожидании нажатия кнопки ядерного чемодана, экологической катастрофы, глобального терроризма, понимаешь, что, как бы ни был труден этот путь, он - наилучший: путь формирования человека сознательного и, как следствие, общества и сообществ людей сознательных. А формировать человека сознательного можно только на основе знания принципов и механизмов работы мозга, его возможностей и сверхвозможностей, механизмов защиты и пределов, а также понимания двуединства этих механизмов.

Итак, каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица Януса, о чем здесь идет речь? Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет, и болезнь и многое, многое другое.

В идеальном варианте пример сверхвозможностей - это долго живущие гении, умеющие принимать правильные решения по минимуму введенной в сознание информации и не сгорающие из-за наличия у них адекватной собственной защиты. Но как часто гений как будто бы "пожирает" себя, как будто бы "ищет" конца. Что это? Недостаток собственной защиты мозга как "внутри" обеспечения одной функции, так и во взаимодействии различных функций? А может быть, ее, эту защиту, можно формировать, усиливать - особенно с детства, распознав в способном ребенке задатки интеллектуальных сверхвозможностей?

В течение многих десятилетий и даже веков обучение практически важным знаниям шло при воспитании (закреплении в памяти моральных ценностей) и тренировке памяти. Загадка памяти до сих пор не решена, несмотря на Нобелевские премии в области медицины. А значение раннего формирования "морального" базиса памяти (хотя так это и не называется) для общества было очень велико, у подавляющего большинства сначала детей, а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в затверженную матрицу - ограду, не позволяющую преступать их, практически определяющую поведение человека и больно наказывающую преступившего. Муки совести (если она сформировалась!), трагедия раскаяния - все это, активированное через детекторы ошибок, ожившее в мозгу преступившего, вместе со "страшными карами", обещанными уже в раннем детстве за преступление заповедей, в обществе в целом работали сильнее судебных взысканий. В реальной сегодняшней жизни многое, в том числе "страшные кары", муки совести и т. д., мягко говоря, трансформировалось, да и в прошлом останавливало далеко не всех. Пренебрегая запретами матрицы памяти, заложенными в прошлых поколениях и не закладываемыми сейчас, человек шагает к свободе и духа, и криминала.

В случае, о котором говорилось выше, память работала прежде всего как механизм запрета или, если хотите, как механизм "локального невроза". Но если о матрице памяти в мозге ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой памяти как к главному механизму, позволяющему нам выживать в здоровье и болезни, в старом варианте обучения все же относились куда более бережно, чем сейчас.

Память уже с раннего детства формирует матрицы, где далее работают автоматизмы. Тем самым она освобождает наш мозг для переработки и использования огромного информационного потока современного мира, поддерживая устойчивое состояние здоровья. Но память сама нуждается в помощи, и особенно важно заранее помочь ее наиболее хрупкому механизму - считыванию. И раньше это, по-видимому, осуществлялось при большом объеме заучивания наизусть и особенно - трудно заучиваемой прозы мертвых языков. Память, "задвинув" и "задвигая" в автоматический режим все стереотипное, все снова и снова освобождает, открывает нам огромные возможности мозга. Надежность этих огромных возможностей определяется многими факторами, и важнейшие из них - ежедневная постоянная тренировка мозга любым и каждым фактором новизны (ориентировочный рефлекс!), многозвеньевой характер мозговых систем, наличие у этих систем при обеспечении нестереотипной деятельности не только жестких, то есть постоянных звеньев, но и звеньев гибких (переменных) и многое другое. В процессе создания условий для реализации возможностей и сверхвозможностей мозга те же механизмы - и прежде всего базисный механизм - память - выстраивают частокол защиты и, в частности, защиты человека от самого себя, биологического в нем, его негативных устремлений, а также от различных экстренных жизненных ситуаций.

Это - ограничительная роль матрицы памяти в поведении ("не убий"...). Это - и ее избирательный механизм ограничений, механизм выявления ошибок.

Что это за механизм защиты от ошибок, ограничения, запрета - детектор ошибок? Мы не знаем, дарит ли природа этот механизм человеку с рождения. Но скорее всего - нет. Мозг человека развивается, обрабатывая поток (приток!) информации, адаптируясь к среде методом проб и ошибок. При этом в обучающемся мозге наряду с зонами, обеспечивающими деятельность за счет активации, формируются зоны, реагирующие избирательно или преимущественно на отклонение от выгодной, "правильной в данных условиях" реакции на ошибку. Эти зоны, судя по субъективной реакции (тип беспокойства), связаны с входящими в сознание атрибутами эмоциональной активации. На человеческом языке - хотя детекторы ошибок, по-видимому, не только человеческий механизм - это звучит так: "что-то... где-то... неправильно, что-то... где-то - не так...".

До сих пор мы говорили (в том числе и о важнейшем открытии В. М. Смирнова) о возможностях и физиологическом базисе сверхвозможностей. А как в обычных условиях вызвать сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо?

Сейчас на вопрос "всегда ли" ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо чаще, чем это случается в повседневности.

Уже говорилось о том, что мозг гения способен статистически правильно решать задачи по минимуму введенной в сознание информации. Это - как бы идеальное сочетание интуитивного и логического склада ума.

Проявление мозга гения мы видим по решаемым им сверхзадачам - будь то "Сикстинская мадонна", "Евгений Онегин" или открытие гетеропереходов. Легкость принятия решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов главным образом, по-видимому, эмоционального толка. Они же ответственны за радость творчества, особенно если процесс сочетается с оптимальной собственной защитой мозга... А эта оптимальная защита складывается прежде всего из баланса мозговых перестроек при эмоциях (выражаясь физиологически - в пространственной разнонаправленности развития в мозге сверхмедленных физиологических процессов разного знака) и оптимальной медленноволновой ночной "чистки" мозга (надо "не выбросить с водой ребенка" и не оставить слишком много "мусора")...

И все же, хотя память есть базисный механизм обеспечения возможностей и сверхвозможностей, ни талант, ни тем более гениальность только к ней не сводятся. Вспомните хотя бы книгу отечественного ученого-психолога А. Р. Лурии "Большая память маленького человека"...

Сверхвозможности у "обычных" людей в отличие от гениев проявляются - если проявляются - при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии, в интересах оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические механизмы, в частности - гиперактивации, естествен но, при достаточной защите, не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд. Сверхзадачу может поставить жизнь, а вот решаться она может и самостоятельно, и с помощью учителей, и есть в этой жизни решения, когда за результат можно заплатить и высокую цену. Пожалуйста, не путайте с печально знаменитым "цель оправдывает средства".

Как известно из истории религии, Иисус Христос дал зрение слепому верующему, предположительно, прикоснувшись к нему. До самого последнего времени в попытках не объяснить - куда там, - а хотя бы понять возможность этой возможности приходилось привлекать понятие так называемой психической слепоты - редкого истерического состояния, когда "все в порядке, а человек не видит", но может прозреть при сильной эмоциональной встряске.

Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни, сижу вместе с Ларисой за большим "заседательским" столом. На мне - подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - "Красная, - спокойно отвечает Лариса и на мое ошеломленное молчание начинает сомневаться, - а может быть, синяя?" - Под пончо у меня темно-синее платье. - "Да, - говорит далее Лариса, - я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться". Позади несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей - Вячеслава Михайловича Бронникова, его сотрудницы врача Любови Юрьевны и время от времени - красавицы-дочери Бронникова 22-летней Наташи. Она тоже это умеет... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни и, конечно, прежде всего благодаря своему немыслимо заботливому отцу. И потому, что она, наверное, очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора.

Когда ей рассказали о возможности видеть после специального обучения по методике В. М. Бронникова, ни она, ни мы не представляли себе трудность, трудоемкость учения как плату за желаемый результат.

Какая хорошенькая сейчас Лариса! Как распрямилась, повеселела, как она верит в новое для нее будущее.. Даже страшно! Ведь она еще не дошла до того удивительного умения видеть без помощи глаз, которое нам демонстрируют более "старые" ученики Бронникова. Но она уже очень многому научилась, и об этом нужен специальный рассказ.

Рассказам о том, что уже существует на самом деле, люди обычно не верят. Журналисты снимают фильмы, показывают, рассказывают. Кажется (а может быть, это так и есть на самом деле), ничего не скрывается. И все равно - подавляющее большинство осторожничает: "Не знаю, в чем, но в чем-то здесь фокус" или "Они подглядывают сквозь повязку" - черную глухую повязку на глазах.

А я после удивительного фильма о возможностях методики Бронникова думала не столько о науке, научном чуде, сколько о Ларисе - Ларисе как несчастной, трагически обокраденной девочке, Ларисе, как о человеке, которому в великой ее беде и подглядывать-то нечем - глаз нет совсем.

Лариса - что называется, трудный случай для обучения. То, что лишило ее зрения, - из арсенала самых страшных "страшилок". Отсюда меняющийся у нее психологический настрой. Вместе с новыми возможностями, наверное, в ее мозге оживает и страшная картина преступления, новое осознание его трагических последствий, долгие годы проб и ошибок в приспособлении к изменившемуся миру. Но в девочке за эти долгие годы не умерла мечта. "Я всегда верила, что буду видеть", - шепчет Лариса. Ее, Ларису, их, "мальчиков Бронникова" (сын Бронникова, больные на разных стадиях обучения), мы обследовали с помощью так называемых объективных методов исследования.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), биотоки мозга Ларисы резко отличаются от привычной картины ЭЭГ здорового взрослого человека. Частый ритм, в норме обычно едва просматриваемый (так называемый бета-ритм), присутствует у девушки во всех отведениях, во всех точках мозга. Это, как традиционно считается, отражает преобладание возбудительных процессов. Ну еще бы, жизнь Ларисы трудна, требует напряжения. А вот альфа-ритма, более медленного ритма здоровых людей, связанного со зрительным каналом, у Ларисы поначалу было очень немного. Но ЭЭГ Ларисы в целом - не на слабые нервы специалиста. Если бы не знать, чья это ЭЭГ, можно было бы думать о серьезной болезни мозга - эпилепсии. В энцефалограмме Ларисы полно так называемой эпилептиформной активности. Однако то, что мы здесь видим, лишний раз подчеркивает часто забываемое (золотое!) правило клинической физиологии: "ЭЭГ-заключение - это одно, а медицинский диагноз, диагноз болезни ставится обязательно при ее клинических проявлениях". Ну, конечно, плюс ЭЭГ для уточнения формы болезни. Эпилептиформная активность, особенно типа острых волн и групп острых волн, - тоже ритм возбуждения. Обычно - в больном мозге. В ЭЭГ Ларисы много этих волн, а изредка виден почти "местный припадок", не распространяющийся даже на соседние области мозга, ЭЭГ-"эквивалент" припадка.

Мозг Ларисы активирован. И, по-видимому, в дополнение к тем, о которых мы знаем, надо искать и открывать новые механизмы, прочно защищавшие мозг Ларисы в течение многих лет от распространения патологического возбуждения, которое одно и является главной причиной развития болезни - эпилепсии. (При обязательной недостаточности защитных механизмов или в результате этой недостаточности, конечно.)

Объективное исследование биопотенциалов мозга может оцениваться различно. Можно написать: доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Не страшно? Да, и вдобавок - правда. Можно по-другому: распространенная и локальная эпилептиформная активность. Страшно? Да, и вдобавок - уводит куда-то от правды о мозге Ларисы. Отсутствие каких-либо проявлений эпилепсии в медицинской биографии Ларисы не дает оснований для и вообще-то неправомерного диагноза заболевания. В том числе и по тому множеству ЭЭГ, которые были зарегистрированы у Ларисы в процессе обучения видению по методике Бронникова. Я полагаю, что в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения. В ЭЭГ это отражается уже описанным сочетанием распространенной бета-активности и единичных и групповых острых (условно-эпилептиформных) волн. Связь того, что наблюдалось в ЭЭГ, с реальным состоянием Ларисы прослеживалась очень наглядно: ЭЭГ была четко динамичной, причем динамика ее была зависимой и от исходного фона ЭЭГ, и от сеансов обучения.

У нас в запасе методов исследования были еще сверхмедленные процессы, их различные соотношения и так называемые вызванные потенциалы. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность и глубину, интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.

Широко распространенный прием вызванных потенциалов дает обычно достаточно надежные сведения о мозговых входах сигналов, поступающих по каналам органов чувств. Сейчас, по-видимому, уже можно исследовать реакцию на некоторые световые сигналы у Ларисы - в ЭЭГ реакция на яркий свет уже появилась, однако несколько месяцев назад нам казалось более целесообразным (надежным) получить такого рода сведения у человека с хорошим естественным зрением и полностью обученного альтернативному (прямому) видению.

Наиболее "продвинутому" ученику и сыну учителя В. М. Бронникова - Володе Бронникову предъявлялись зрительные (на мониторе - животные, мебель) изображения при открытых глазах и глазах, закрытых глухой массивной черной повязкой. Количество предъявлений этих сигналов было достаточным для статистически достоверного выявления местных вызванных ответов (вызванный потенциал). Вызванная реакция на зрительные сигналы, предъявляемые при открытых глазах, показала достаточно тривиальные результаты: вызванный ответ регистрировался в задних отделах полушарий. Первые попытки регистрации вызванных потенциалов на аналогичные (те же) зрительные сигналы с плотно закрытыми глазами не удались - анализу мешало огромное количество артефактов, наблюдаемых обычно при дрожании век или движении глазных яблок. Для устранения этих артефактов на глаза Володи была наложена дополнительная, но уже плотно прилегающая к векам повязка. (Это - из практики клинической физиологии.) Исчезли артефакты. Но исчезло (на время) и альтернативное зрение, зрение без участия глаз! Володя через пару дней вновь восстановил альтернативное видение, давая правильные словесные ответы при двойном закрытии глаз. Его ЭЭГ менялась и в первом, и в этом случае. Однако при буквальном "замуровывании" глаз Володи нашей дополнительной повязкой зрительные вызванные потенциалы не регистрировались. А Володя продолжал давать правильные ответы на сигналы, правильно опознавал предъявляемые предметы! По ЭЭГ создавалось впечатление, что сигнал поступает в мозг непосредственно, меняя общее его состояние. Но вот вхождение сигнала в мозг - вызванные потенциалы - после восстановления альтернативного видения перестало регистрироваться. Можно было бы себе представить... - как всегда, объяснение можно подыскать. Но вот что резко сузило возможности "просто" объяснить исчезновение вызванных потенциалов при закрытых глазах.

Дело в том, что после освоения Володей альтернативного видения, скажем так, в осложненных условиях - обычная повязка плюс слабое давление на глазные яблоки - вызванные потенциалы перестали регистрироваться и при исследовании с открытыми глазами. По данным объективных методов, которым мы привыкли доверять больше субъективных, Володя Бронников как бы также использовал альтернативное видение в условиях, когда можно было использовать обычное... Это утверждение - серьезное. Оно нуждается в проверках и перепроверках. Кроме Володи есть и другие, уже хорошо обученные альтернативному видению. Наконец, уже созревает для таких исследований Лариса. Но если этот феномен подтвердится, придется думать об альтернативной (какие каналы?) передаче зрительной информации или о прямом поступлении информации в мозг человека, минуя органы чувств. Возможно ли это? Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозге, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики - по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Так о чем же здесь идет речь, к чему нас подводят наблюдавшиеся факты?

Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения . Речь, таким образом, идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств.

Возможность прямой активации клеток мозга факторами внешней среды и, в частности, электромагнитными волнами в процессе лечебной электромагнитной стимуляции легко доказывается развивающимся эффектом. Можно, по-видимому, допустить, что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это - не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать!

Какого рода защитный механизм должен играть ведущую роль в возможностях мозга Ларисы использовать и нормальные и условно-патологические виды активности? Много лет назад, прицельно исследуя эпилептический мозг, я пришла к выводу, что не только локальная медленная активность, отражая изменения в мозговой ткани, обладает одновременно и защитной функцией (как показал известный английский физиолог Грей Уолтер в 1953 году). Функция подавления эпилептогенеза присуща физио-логическим процессам, проявляющимся высоковольтной медленной активностью пароксизмального типа. Предположение было проверено: на область эпилептогенеза был подан местно синусоидальный ток, модулирующий эти медленные волны, - он четко подавил эпилептиформную активность!

При эпилепсии мы видим эту защиту уже недостаточно активной, ее "перестает хватать" для подавления эпилептогенеза. И далее, усиливаясь, эта наша наиболее важная физиологическая защита становится сама явлением патологическим, выключая сознание на все более длинный срок. Всячески оберегая Ларису от необязательной перегрузки, мы не проводили еще у нее запись ЭЭГ сна. Это главным образом интересно нам, хотя и не опасно для Ларисы - и даже может быть небесполезно. По ЭЭГ Ларисы и по аналогии с тем огромным международным опытом исследования эпилептиформной активности и эпилепсии, Лариса работает на формирование зрения (прямого видения) за счет разных механизмов активации, балансируемых собственной физиологической защитой. Однако неправильно было бы полностью пренебрегать тем, что в ЭЭГ Ларисы много одиночной и групповой острой, в том числе высоковольтной, активности - она здесь как бы "на грани" физиологического; и тем, что в ее ЭЭГ, записанной в бодрствующем состоянии, эпизодически обнаруживается высоковольтная пароксизмальная медленная активность - двуединый механизм мозга, его надежная защита, тоже уже "на грани" превращения в проявление патологическое. Напоминаю здесь тем, кто не знаком с этим направлением наших работ: появление в бодрствующем состоянии внезапных высоковольтных медленных волн в ЭЭГ отражает переход физиологического процесса защиты в явление патологическое! В данном конкретном случае, однако, по-видимому, все еще выполняющего свою важнейшую физиологическую роль, поскольку отсутствуют клинические проявления эпилепсии.

Умение владеть собой расценивается прежде всего как проявление адаптации. Физиологически реализация эмоций "малой кровью" (без распространения патологического возбуждения) осуществляется при сбалансированности сверхмедленных процессов - тех, которые в мозге связаны с развитием эмоций, и тех, которые в том же мозге ограничивают их распространение (сверхмедленные физиологические процессы другого знака). Эта форма защиты, как и описанная выше, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций, вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость. Является ли защита, рассмотренная по ЭЭГ, не только защитой, но и запретом? В известной мере и до известной степени - да. И прежде всего в отношении патологии или условной патологии, в данном случае - условно-эпилептогенной активности. Уже и здесь можно, правда, с некоторой натяжкой говорить о двуединстве физиологической защиты. Защита "от" и запрет "на" развитие эмоции гораздо определеннее во втором защитном механизме.

По мере продвижения от физиологического процесса к патологическому его запретительная функция выступает все ярче.

У обоих приведенных здесь механизмов защиты, в отличие от того, который формируется памятью, есть физиологические корреляты, что делает их как бы "ручными" для изучения. Сведения о них приведены здесь по поводу разговора о Ларисе, но не все является результатом прямых исследований, "запретительная" роль детектора ошибок проявляется не в его физиологических коррелятах, хотя они имеются. Запретительные свойства детектора ошибок проявляются в субъективном, эмоциональном, а далее - нередко в поведенческом и двигательном компонентах. Однако потенциальное двуединство феномена детекции ошибок также существует. Детектор ошибок является в норме нашей защитой, но при гиперфункции вызывает патологические проявления типа невроза, навязчивых состояний; от страха, оберегающего нас от нередко очень чувствительных последствий наших ошибок, до невроза, когда детектор не "предлагает" (напоминает, намекает!), но требует, доминирует и в крайней форме выводит человека из социальной жизни.

В отличие от сказанного выше, все известное о памяти - самом главном, базисном механизме, определяющем устойчивое состояние и здоровья, и болезни, в значительной мере поддерживающем поведение большинства членов общества в рамках моральных ценностей, морального "кодекса законов", - оказывается пока результатом анализа лишь проявлений активности человека. Как я писала вначале, мы - пока, по крайней мере, - видим лишь результаты невидимой работы памяти; прямые физиологические корреляты этого важнейшего механизма работы мозга неизвестны.

Механизмы работы мозга должны и далее интенсивно изучаться. На мой взгляд, известным на сегодня физиологических закономерностям, в том числе и приведенным здесь, уже должно быть найдено место в преподавании человековедения или, проще, предмета: "познай самого себя".