Что значит прикладной бакалавриат. Прикладной бакалавриат — что это такое

Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно - в 2009 году. Такое решение было предложено Минобрнауки в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов РФ могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата - дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат - это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат - это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня - инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Направления и специальности

Получить квалификацию прикладного бакалавра можно по 60 направлениям, среди которых есть такие популярные у абитуриентов, как:

  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • туризм;
  • реклама и связи с общественностью;
  • гостиничное дело;
  • архитектура;
  • социология;
  • хореография;
  • информатика и вычислительная техника;
  • экономика.
Полный перечень направлений подготовки прикладного бакалавриата:

С 2015 года апробировалась еще одна программа прикладного бакалавриата по специальности « ». Но в 2018 году прием на нее прекращается .

В чем разница

Обучение на программах прикладного и академического бакалавриата имеет одинаковую продолжительность - 4 года. По окончании выпускники получают равноценные дипломы о высшем образовании, но практикам в дополнение выдается документ о СПО, если учеба была организована на базе колледжа или техникума. Есть еще несколько принципиальных расхождений.

Отличия прикладного и академического бакалавриата:

На протяжении первых семестров обучение академических и прикладных бакалавров проходит по одинаковой программе. Это позволяет студентам определить приоритеты и сделать осознанный выбор перспектив.

Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, практика или теория - только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.

P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.

В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:

«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».

В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

Потребности современного российского рынка труда чрезвычайно разнообразны, однако работодатели сходятся в одном: им нужны высококвалифицированные кадры - от рабочего до ученого-исследователя. Чтобы нацелить профессиональное образование на решение этой задачи, правительство РФ в 2009 году объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

Суть прикладного бакалавриата - поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию экономики. «Ряд отраслей и видов деятельности настолько усложнились, что теперь в некоторых случаях необходимо обучение более высоким технологиям, - пояснил необходимость эксперимента директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко. - Если раньше сталевар ходил с клюкой и мешал расплавленный металл, то теперь он сидит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии. То же самое и у сварщиков».

Учиться студенты будут четыре года, после чего получат диплом о высшем образовании. Обучение оплачивается из федерального бюджета.

В концепции создания и развития прикладного бакалавриата, разработанной в ФИРО, записано, что квалификация выпускников будет соответствовать шестому уровню Национальной рамки квалификаций РФ, и они будут уникальными специалистами на рынке труда страны.

По замыслу Министерства образования и науки РФ, первые два года эксперимента посвящаются разработке соответствующих программ и изменениям, позволяющим «легитимизировать этот уровень образования».

В свое время о желании принять участие в новом многообещающем деле заявили 125 учебных заведений. Но удостоились такой чести только 7 вузов и 23 ссуза.

Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоялся в 2010 году. И вот первый год эксперимента приближается к концу. Что он показал? К каким выводам привел? Свой ответ на эти и некоторые другие вопросы дают участники экспресс-опроса.

  1. Каких специалистов готовят в вашем учебном заведении по программам прикладного бакалавриата?
  2. Чем отличаются программы прикладного бакалавриата от программ академического бакалавриата и СПО? Какие преимущества имеют?
  3. Каким условиям должно соответствовать учебное заведение, реализующее программу прикладного бакалавриата?
  4. Что показал первый год эксперимента? К каким выводам привел?
  5. С какими трудностями столкнулось ваше учебное заведение, участвуя в эксперименте? Какую помощь и от кого вы хотели бы получить?

1 Мы разработали программу прикладного бакалавриата для специальности «Электрические станции, сети и системы». Она предполагает, что за время обучения студенты получат знания, умения и навыки, которые позволят им проводить работу по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию электрооборудования, осуществлять организацию и обеспечивать работу систем электроснабжения предприятий любого профиля. Объектами профессиональной деятельности выпускников будут электрические станции, электроэнергетические системы и сети, а также системы электроснабжения различных отраслей.

2 Прикладной бакалавриат - новый уровень обучения. Создать его предложили работодатели и представители системы среднего профобразования. Рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников техникумов и колледжей, потому что сегодня их компетенции не соответствуют требованиям производства. Такова одна из причин появления прикладного бакалавриата. К тому же технологии в ряде отраслей настолько усложняются, что для них недостаточно среднего образования. Квалифицированный специалист должен не только выполнять набор операций, но и на одинаково хорошем уровне владеть теорией и практикой, понимать изменения в технологии и адекватно на них реагировать. В то же время многие вузовские знания теоретического характера ему не нужны, значит, прикладной бакалавриат экономит время на обучение. Прикладные бакалавры для страны важнее, и они, конечно, будут востребованы на рынке труда, в отличие от менеджеров и юристов, которых готовят в каждом втором вузе.

В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента (учебная и производственная практика, практические занятия, лабораторные и курсовые работы и проекты) будет составлять не менее 50 процентов общего времени, отведенного на обучение, а производственную практику предполагается проводить непосредственно у работодателей. Прикладной бакалавр сразу сможет приступить к служебным обязанностям, потому что он ориентирован непосредственно на их выполнение. Убежден, что новая форма обучения будет популярнее обычной.

3 Не имея соответствующих условий, мы однозначно не вошли бы в число победителей. Наш колледж - очень крупное учебное заведение, в котором ведется обучение по 34 специальностям СПО базового и 3 - повышенного уровней и 51 программе профессиональной подготовки. Мы выпускаем бухгалтеров, администраторов гостиниц, кассиров торгового зала, газоэлектросварщиков, слесарей по ремонту автомобилей, штукатуров-маляров с применением технологий Knauf и т.д. В 2010 году открыли отделение дистанционных технологий, где обучаем 309 человек, причем часть из них - студенты с ограниченными физическими возможностями. Соответствует современным требованиям и ресурсная база: 2 учебных корпуса, учебная гостиница, полиграфический отдел, 2 мастерские с современным обрудованием, автоцентр, спортивный комплекс, 2 общежития. Для студентов с ограниченными физическими возможностями созданы хорошие условия, в том числе безбарьерный доступ в корпуса.

Опыт работы учебного заведения широко используется в системе профессионального образования области.

Способствовало подготовке к эксперименту участие в национальном проекте «Образование». Один из немногих в России, Новороссийский колледж строительства и экономики дважды одержал победу в конкурсе. В ходе реализации инновационных программ только на оснащение специальностей электроэнергетической направленности было израсходовано более 5 млн. рублей. Это позволило обновить учебно-лабораторное оборудование и приборы, учебные пособия и литературу, модернизировать весь аудиторный фонд электротехнического отделения.

Перечень закупленного оборудования согласовывался с будущими работодателями, благодаря чему соответствует требованиям производства. Об этом свидетельствуют экспертные заключения ведущих специалистов профильных предприятий.

Степень новизны учебно-методического обеспечения дисциплин составляет 100 процентов.

Студенты имеют доступ к комплектам библиотечного фонда, учебно-методическим комплексам по всем дисциплинам программы прикладного бакалавриата, базам данных по профилю обучения, информационным справочным и поисковым системам («Консультант Плюс», «Технорматив» и др.). Обучение в рамках прикладного бакалавриата ведут преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию. Стажировке и повышению квалификации уделяется много внимания.

Колледж одним из первых в городе, да и в крае тоже, сформировал механизмы взаимодействия с рынком труда. Около 30 ведущих предприятий города являются его социальными партнерами. Вместе с ними активно ведется поиск технологий обучения, дающих оптимальную интеграцию образовательной и практической деятельности. Результаты этой работы позволяют значительно повысить мобильность выпускников на рынке труда.

4 Эксперимент по прикладному бакалавриату реализуется в тесном сотрудничестве с Южно-Российским государственным техническим университетом (Новочеркасский политехнический институт) и работодателями. Предварительные заявки на выпускников были получены еще тогда, когда программы только составлялись. Заключены договоры на проведение стажировок преподавателей, производственной практики студентов на площадях и оборудовании таких известных предприятий, как ОАО «Кубаньэнерго» «Юго-Западные электрические сети», «НЭСК-электросети», «Новороссийскэлектросеть». Также планируется привлекать преподавателей технического университета и ведущих специалистов предприятий к преподаванию дисциплин, руководству производственной практикой, участию в промежуточной аттестации и в работе государственной аттестационной комиссии.

5 Завершается первый год эксперимента. Студенты, обучающиеся по программе прикладного бакалавриата, успешно сдали зимнюю сессию, показав достаточно высокий уровень знаний. Но есть определенные трудности, связанные с призывом в армию. В этом году ушли служить 5 студентов. Где эти молодые люди должны учиться по возвращении, ведь прием на прикладной бакалавриат осуществляется один раз?

Все остальные вопросы решаемы. В июне планируем провести заседание координационного совета по реализации основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата и выработать предложения по актуальным вопросам, касающимся проблем эксперимента.

1-5 Наш колледж одно из крупнейших образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов в области высокотехнологичного машиностроительного производства. В настоящее время здесь обучается 1611 человек по 16 специальностям.

В 2007 году колледж создал инновационную образовательную программу, вошедшую в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тема программы - «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства». По сути, это была современная модель взаимодействия ссуза и социальных партнеров, предусматривающая подготовку квалифицированных кадров с необходимым набором инновационных специальностей и специализаций. В соответствии с данной моделью были коренным образом реорганизованы основные элементы образовательной системы колледжа: программы, учебно-лабораторная база, специализированные мастерские. На этой новой основе организована научно-исследовательская, опытно-конструкторская и проектно-производственная деятельность студентов и преподавателей. Реализована идея создания системы подготовки специалистов, способных решать современные производственные задачи и быстро адаптироваться в реальном секторе экономики.

Кроме того, в колледже разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Работа в данном направлении была обусловлена тем, что базовое предприятие ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» имеет Международный сертификат СМК.

В рамках эксперимента колледж реализует основную профессиональную программу по специальности «Технология машиностроения».

При подготовке кадров по программе прикладного бакалавриата особое значение имеет интеграция профессионального образования и производства. При формировании этой программы основные виды профессиональной деятельности, содержащиеся в государственном образовательном стандарте, дополнены двумя новыми, созданными совместно с работодателями. Дополнительные общие и профессиональные компетенции тоже согласованы с производственниками. Работодатели подтвердили заявками необходимость подготовки соответствующих кадров, указали должности, которые будут занимать молодые специалисты, а также гарантировали, что предоставят студентам и выпускникам места для прохождения учебной и производственной практики и последующего трудоустройства.

По согласованию со специалистами Уфимского государственного авиационного университета при формировании основной образовательной программы прикладного бакалавриата вариативная часть государственного образовательного стандарта СПО (50 процентов) использована на усиление профессиональной теоретической подготовки студентов в соответствии с ФГОС по данному направлению ВПО. Это существенно отличает программу прикладного бакалавриата от академического.

Основную образовательную программу реализуют педагоги, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и систематически занимающиеся научной или научно-методической деятельностью. Для преподавателей, которые отвечают за освоение студентами профессионального цикла, обязательным условием является опыт практической работы на предприятиях машиностроительного профиля. Они стажируются на Нефтекамском автомобильном заводе по программам, созданным с участием специалистов предприятий, в числе которых есть представители зарубежных фирм «Messer», «Polimag», «Andon», «Heisse», «Trumpf», «Fronius», «TransCut».

Подход к отбору содержания обучения изменился, поскольку именно специалисты и наставники базовых предприятий определяли новые виды профессиональной деятельности и разрабатывали перечень профессиональных компетенций и модулей, адекватных современному уровню развития техники и технологий. Студенты должны освоить современные методы лазерной и плазменной обработки, роботизированные комплексы и автоматические линии, высокотехнологичную сварку, передовые технологии обработки металлов на станках с ЧПУ, научиться применять энергосберегающие технологии при разработке и серийном изготовлении агрегатов и узлов для машин.

Планируется также, что ведущие специалисты базовых предприятий примут активное участие в формировании тематики и содержания курсовых и дипломных работ студентов, соотнесут их с инновационными требованиями производства.

Первый год реализации эксперимента выявил следующие положительные стороны:

  • возможность эффективной интеграции учреждений высшего и среднего звена при сохранении самостоятельности и уникальности СПО на федеральном уровне;
  • активный диалог образовательного сообщества и работодателей в определении видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций;
  • готовность инженерно-педагогического коллектива колледжа решать поставленные задачи, способность к самосовершенствованию.

Проявились и проблемы:

  • отсутствие координационного органа управления ходом эксперимента;
  • слабое нормативно-методическое обеспечение образовательных учреждений;
  • отсутствие стимулирования эксперимента;
  • потеря контингента студентов в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ и невозможность обучить их в дальнейшем по программе прикладного бакалавриата;
  • неясность механизма проведения итоговой государственной аттестации совместно с вузом.

1-5 Понятие «прикладной бакалавриат» является сравнительно новым и пока что не оформленным законодательно, как и сам эксперимент, объявленный 19 августа 2009 года Постановлением Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Судя по проекту концепции, эксперимент проводится, чтобы решить следующие задачи:

  • не потерять практикоориентированность при введении уровневого высшего образования;
  • исключить превышение допустимого уровня издержек организаций-работодателей, связанных с доучиванием выпускников;
  • формировать нацеленность образовательных программ вузов на практикоориентированный результат и опыт их адаптации к требованиям профессиональных стандартов;
  • сократить срок вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса;
  • снизить риск трудоустройства выпускников;
  • расширить вариативность и сократить дублирование образовательных программ на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Проектируя экспериментальную программу по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» мы учитывали, что не следует механически объединять программы, разработанные на основе государственных образовательных стандартов ВПО и СПО. Мы взяли за основу ФГОС ВПО (бакалавриат) и включили в программу дисциплины, которые им регламентированы, а также профессиональные модули, направленные на формирование готовности выпускника к выполнению определенных видов профессиональной деятельности (за счет часов вариативной части). На основании анализа регионального рынка труда и специфики колледжа выбрали направления (отрасли) - строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Программа разработана с учетом новых форм хозяйствования и современных тенденций в этих отраслях.

Программа прикладного бакалавриата относится к программам высшего профессионального образования первого уровня, ведущим к получению профессиональной квалификации.

Принципиальным отличием программ прикладного бакалавриата от программ углубленной подготовки СПО является усиление теоретической подготовки до уровня высшего образования. Теоретическая подготовка осуществляется на базе Калининградского государственного технического университета и силами профессорско-преподавательского состава этого вуза. Квалификация, в отличие от академической степени, - результат освоения программы прикладного бакалавриата, и ее отличительная особенность достигается за счет особого содержательного наполнения программы. Требования определяются в зависимости от потребностей рынка труда. В настоящее время колледж активно сотрудничает с региональным Союзом строителей по мониторингу профессиональных компетенций в рамках общего мониторинга эксперимента.

Экспериментальные программы реализуются в сложных условиях перехода на стандарты третьего поколения, отсутствия нормативной базы и централизованного управления экспериментом.

Вот почему приходится говорить скорее о трудностях, чем об успехах. В некоторых регионах от набранной группы в 30 человек осталась половина, так как студенты призываются в ряды Российской Армии и лишаются возможности по окончании службы продолжить обучение по программе прикладного бакалавриата. Нарушается конституционное право на образование.

Не утвержден пакет нормативной правовой документации, регламентирующей реализацию программ прикладного бакалавриата. Не до конца проработаны механизмы взаимодействия участников эксперимента, финансирования программы, есть ряд правовых казусов. В случае «непробиваемости» чиновников это может грозить негативными последствиями для студента. Остается открытым вопрос о форме диплома, поскольку она не утверждена. Программа прикладного бакалавриата дороже существующих программ бакалавриата. Приходится оплачивать повышение квалификации, кураторство программы, информатизацию, доплаты преподавателям и многое другое. Выплаты производятся из внебюджетных средств колледжа. В дальнейшем планируются затраты на экспертизу программ, КИМов, рецензирование, издание литературы и.т.д. На наш взгляд, необходимо предусмотреть дополнительное финансирование эксперимента.

Кроме того, к общим проблемам, с которыми в первый год эксперимента столкнулись образовательные учреждения других регионов, следует отнести следующие:

  • формальное желание работодателей участвовать в реализации и мониторинге программы, формализм соглашений;
  • отсутствие продуктивных механизмов взаимодействия всех субъектов эксперимента. Таким образом, мы имеем ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

На базе Технологического колледжа №14 г. Москвы 20-21 апреля проходил межрегиональный семинар-мастерская «Разработка механизмов реализации программ прикладного бакалавриата». Обсуждение показало, что перечисленные выше проблемы имеют общий характер. Тем не менее, участники семинара единодушно отметили, что несмотря на трудности, с которыми они столкнулись в процессе реализации проекта, у прикладного бакалавриата есть будущее. Год работы в условиях эксперимента значительно повысил уровень компетенции и педагогов, и управленцев. Разработаны учебно-методические материалы нового поколения, идет апробация инновационных педагогических технологий. Меняются подходы к социальному партнерству, усиливается роль работодателя в учебном процессе. Образовательное учреждение самостоятельно определяет траекторию реализации программы. Все вышеперечисленное позволяет надеяться, что миссия прикладного бакалавриата будет выполнена, и у эксперимента при соответствующем организационном и научном сопровождении хорошее будущее.

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ

О путях этого развития - руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) .

Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?

Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.

- Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?

Главное, чем можно их привлечь, - выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.

И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

- Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? - Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.

А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.

У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».

Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.

- В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?

Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и

консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.

Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.

С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» - ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.

А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.

Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.

А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.

- Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?

Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.

Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема - склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.

Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.

В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.

На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.

Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля - от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы - к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.

Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.

Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов - для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.

Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов - образовательная траектория - куда его приведет.

Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.

- При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?

Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев - необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей - необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.

Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей - сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.

А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.

- Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны...

В среднем - да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.

Беседовала Екатерина Рылько

Высшее образование или высшее профессиональное образование не относится к обязательному во всем мире, но именно оно является таким уровнем, при достижении которого человек полностью усвоил все тонкости своего профессионального направления.

Человек может дальше развиваться в научной среде, получая научную степень, но, что самое главное, он всесторонне развит . Это важнейший момент. Часто среди людей можно услышать фразы о том, что очень отличаются между собой люди с высшим образованием от людей без него и по взглядам на жизнь, и по умению излагать свои мысли, и по поведению, и даже по способу мышления. С этим можно согласиться. Так как именно высшая школа учит жизни, во всех отношениях.

Что такое академический бакалавриат?

Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.

Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования . Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации . Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.

Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру. Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.

Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.

Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».

В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе. Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире. Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.

Что такое прикладной бакалавриат?

Новым введение является прикладной бакалавриат. В его основе программа обучения именно практической профессиональной деятельности . Так, происходит подготовка профессиональных рабочих и специалистов высокого уровня, которые смогут разобраться в работе со сложными машинами, электронными системами и устройствами. После учебы люди могут сразу идти работать на производство без дополнительного обучения.

Такая основа дает возможность решать задачи и теоретического и практического характера по своему профилю, что необходимо для дальнейшей работы и карьерного роста.

Во время учебы большой упор ставится на производственные практики, что делает студентов более востребованными у работодателей.

Общие черты академического и прикладного бакалавриата

Общим для академического и прикладного бакалавриата является длительность обучения. Обучение в бакалавриате, независимо от вида, длится четыре года. В конце программы выдается диплом об оконченном высшем образовании с указанием вида бакалавриата. Кроме того, наблюдается одинаковое получение всех необходимых профильных знаний, как это было раньше, чтобы соответствовать уровню оконченного высшего образования.

Главные отличия

Основные отличия между прикладным бакалавриатом и академическим заключаются в следующем:

  1. Академический бакалавриат – это теоретическая база, прикладной – практические умения.
  2. Академический бакалавриат предполагает продолжение обучения в магистратуре; прикладной бакалавтриат – чаще всего предполагает окончание обучения и устройство на работу.
  3. Выпускники академического бакалавриата проходят отбор на конкурсной основе для поступления в магистратуру; выпускники прикладного бакалавриата устраиваются на работу, отработать определенный стаж по своей специальности и только после этого они могут продолжать обучение в магистратуре.

В результате полученной информации можно отметить, что данные разновидности бакалавриата практически непохожи, хотя у них и одинаковая длительность обучения.

В основе российской системы образования лежит болонская методика. При желании студент может окончить бакалавриат, специалитет или магистратуру. В рамках обучения на бакалавра предусмотрено прохождение прикладной или академической формы. В связи с этим возникает вопрос о том, что это такое и чем отличается одна форма от другой.

Для того, чтобы охарактеризовать прикладной и академический бакалавриат и их отличия, следует разобраться с действующей системой высшего образования в России.

12 сентября 2013 года был принят приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Согласно данному документу выделяют следующие уровни высшего образования:

  • Бакалавриат длится 4 года;
  • Специалитет;
  • Магистратура.

Обратите внимание! Получение высшего образования в РФ не является обязательным. Оно свидетельствует о получении профессиональных знаний и навыков в выбранной сфере. Благодаря диплому о высшем образовании выпускник может претендовать на получение престижной работы по имеющейся специальности.

Для того, чтобы поступить в вуз на бакалавриат, достаточно среднего полного образования. Свидетельство о его получении выдается после окончания 11 классов обучения в школе. Также подать документы на получение степени бакалавра может выпускник колледжа или техникума. В таком случае учитывается срок обучения в учебном заведении. При этом учебный период в вузе сокращается до 3-летнего срока.

Кроме бакалавриата, в российской системе образования присутствуют магистратура и специалитет. Бакалавриат от магистратуры и специалитета отличается не только количеством лет обучения.

Разница заключается в объеме информации, предоставляемой обучаемому. Бакалавриат является отправной ступенью для зачисления в специалитет или магистратуру.

При этом магистратура обязательна для получения ученых степеней. В соответствии с требованиями, которые были предъявлены к участникам Болонского процесса, специалиста приравняли к квалификации магистра. В результате обучения специалист имеет право на получение ученой степени по итогам написания научных трудов.

Прикладная форма

Программа прикладного бакалавриата является относительно новым видом. В момент ее утверждения решался вопрос о 3-годичном или 4-годичном периоде обучения. В результате споров было решено создать учебный курс на 4 года. Такой временной промежуток считается оптимальным для получения необходимого академического уровня образования.

Выбирая между этими вариантами, будущие студенты отдают предпочтение прикладной форме. Это связано с возможностью без промедления трудоустроиться после выпуска. На рынке труда прикладной бакалавр имеет на порядок больше преимуществ, нежели академический.

Согласно действующей практике у бакалавра нет конкретной квалификации. По итогам обучения по прикладной форме студент получает образование с ориентиром в практическую сторону вопроса. Подобная организация учебного процесса присваивает студенту квалификационный уровень.

Важно! Это программа обучения, в основе которой лежат исключительно принципы практической профессиональной деятельности.

По итогам учебного процесса выпускаются специалисты высокого уровня и профессиональные рабочие. Отличия выпускника прикладного бакалавриата заключаются в его способности разобраться в функционировании сложных устройств, электронных систем и машин.

Практический вид, в отличие от академического, позволяет студенту сразу после выпуска отправляться на производство. Специалисту не потребуется дополнительно оканчивать курсы повышения квалификации.

Его знаний и навыков будет достаточно для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице.

Главное, чем прикладной вид выделяется, — упор на практические стороны производства. Это проявляется в получении студентом прикладной квалификации по выбранной профессии. Такая программа создает повышенный спрос со стороны работодателей.

Среди специальностей, по которым существует подготовка на прикладного бакалавра, принято выделять следующие направления:

  • картографическое;
  • химическое;
  • экологическое;
  • геоинформатическое;
  • корабельное вооружение;
  • архитектурное;
  • оптотехническое;
  • рекламное;
  • материаловедческое;
  • менеджмента;
  • социологическое;
  • хореографическое;
  • экономическое;
  • социальная работа;
  • информатическое;
  • документоведения;
  • материаловедения;
  • вычислительной техники.

В рамках прикладного бакалавриата существует вопрос о его равнозначности обучению в колледжах и техникумах. Это связано с 3-3,5-летней продолжительностью обучения в этих заведениях. Несмотря на относительно схожий срок, окончание техникума или колледжа не дает нужной квалификации.

Полезное видео: прикладной бакалавриат

Академическая форма

Это учебная программа, которая основана на формировании теоретического базиса. Теоретический фундамент создается по множеству дисциплин в рамках учебного курса. В академической форме отсутствует практическая деятельность. Подразумевается, что базовые навыки, необходимые для успешной деятельности, будут получены специалистом уже в ходе стажировки. Академический бакалавр получает практические навыки непосредственно в момент исполнения обязанностей.

Для академического вида действует 4-летний период обучения. За этот промежуток времени бакалавр проходит подготовку к . Данная форма служит отправной точкой для последующего поступления в магистратуру.

Обратите внимание! Программа по академической форме не отличается от прикладной. Существенное различие состоит в максимальном включении прикладных бакалавров в производственный процесс.

Сходства и отличия

Общее, что связывает академический и прикладной бакалавриат, — это протяженность учебного процесса . Длительность обеих форм обучения — 4 года.

К сходствам относится и диплом о высшем образовании. В случае успешного окончания выпускнику выдается документ. В нем указывает вид бакалавриата, в рамках которого было пройдено обучение.

Отмечается получение относительно одинакового уровня профильных знаний и теоретических сведений.Для оптимального выбора между прикладным и академическим бакалавриатом требуется выяснить их принципиальную разницу.

Среди существенных различий принято выделять:

  1. Новизна в появлении формы обучения. Академический вариант является традиционной формой. Прикладной вариант – относительно новый вид в российском образовании.
  2. Различие в превалировании теоретической или практической базы в учебной программе. Для академической формы актуален акцент на теорию. Для прикладного варианта важнее практические навыки.
  3. Пути в дальнейшем развитии как специалиста. По итогам академической формы допускается обучение на магистра. Практическое образование ознаменовывает окончание учебного процесса трудоустройством по специальности.
  4. Возможность поступления в магистратуру. Академическая форма позволяет сразу подавать документы для поступления в магистратуру. После практической требуется получения трудового стажа по выбранной специальности, после чего разрешается обучение в магистратуре.

Обратите внимание! Основное, что отличает прикладной бакалавриат и академический, — наличие практических умений, знаний, навыков. Все это имеет отражение в квалификации и в возможности дальнейшего обучения для получения ученой степени.

Полезное видео: стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата?

Вывод

В российской системе образования существует как академический, так и прикладной бакалавриат. Их отличие заключается в объемах теоретических и практических знаний, получаемых студентами. Выбор формы зависит от целей будущего специалиста.

Вконтакте