Девиантное поведение и психология. Девиантное поведение: что это такое, основные проявления и методы лечения

Феномен девиантного поведения настолько широк и сложен, что для его изучения существует отдельная наука – девиантология . Она возникла на пересечении многих других наук: социологии, криминологии, психиатрии, философии и, конечно, психологии. В психологии существует особый раздел, изучающий отклоняющееся от нормы поведение личности – психология диванного поведения .

«Девиация» в переводе с латыни – отклонение. Девиантное поведение – отклоняющееся от социальных норм, устойчивое поведение индивида, причиняющее реальный ущерб обществу и людям. Девиантное поведение не только деструктивно, но и аутодетструктивно, так как может быть направлено нарушителем (девиантом) и на самого себя.

Несмотря на то, что из определения девиантного поведения становится понятна его асоциальная, а значит отрицательная направленность, некоторые девиантологи выделяют и позитивные девиации , так называемое социальное творчество – не вписывающееся в рамки закона, но не приносящее вред обществу научное, техническое, компьютерное и иное творчество.

Однако, подавляющее большинство девиаций – это агрессивное, вредящее и преступное поведение. Самые распространенные его формы :

  • преступление,
  • наркомания,
  • алкоголизм,
  • суицид,
  • бродяжничество,
  • проституция,
  • вандализм,
  • фанатизм, прочее.

Девиантное поведение негативно по своей сути так как, так или иначе, сопряжено со злобой, агрессией, насилием, уничтожением, поэтому против него социумом условно или законодательно введены санкции. Нарушителя нравственных и моральных норм общество формально или неформально изолирует, лечит, исправляет или наказывает. Но психология личности девианта не столь однозначно негативна, как его поступки, она противоречива и сложна.

Особенности личности девианта

Психология девиантного поведения не рассматривает как именно, когда, где совершил проступок человек и какое его ждет за это наказание, она изучает общие закономерности и особенности личности девиантов :

  • причины и источники девиантного поведения,
  • стимулы, мотивы, чувства, цели девианта;
  • особенности характера;
  • психическое здоровье и психопатологии;
  • особенности психологической коррекции девиантного поведения и психотерапии девианта.

Пожалуй, самый важный вопрос, на который нужно найти ответ – чем обусловлен сознательный выбор асоциально образа жизни? В результате чего обычный человек начинается систематически причинять ущерб другим людям или самому себе? На этот вопрос биологи, социологи, и психологи отвечают по-разному.

В зависимости от подхода к проблеме девиаций считается, что отклоняющееся поведение предопределяется :

  1. Физиологией:
  • особое строение тела человека,
  • генетическая предрасположенность к агрессии,
  • хромосомные аномалии,
  • сбои в эндокринной системе.
  1. Проблемами в обществе:
  • социальное неравенство,
  • несовершенное законодательство,
  • проблемы в экономике государства,
  • негативное влияние СМИ (пропаганда асоциального образа жизни),
  • негативные оценки личности, даваемые ближайшим окружением, навешивание «ярлыков».

  • внутренние конфликты между желаниями и совестью,
  • отклонения в психике,
  • слишком строгое, жестокое, регидное и консервативное воспитание в детстве,
  • неблагополучные внутрисемейные отношения;
  • рефлекторные асоциальные реакции на невозможность удовлетворения потребностей,
  • несоответствие социальных норм и требований реальным требованиям жизни,
  • несоответствие условий жизни интересам личности;
  • особый склад характера.

В характере лиц, склонных к девиантному поведению, часто обнаруживаются такие черты :

  • агрессивность,
  • конфликтность,
  • нонконформизм,
  • негативизм,
  • враждебность,
  • зависимость,
  • ригидность мышления,
  • тревожность.

Девианты часто лгут и делают это с удовольствием; любят перекладывать вину и ответственность на других; не упускают возможности обвинить невиновного.

Чем бы ни было обусловлено девиантное поведение личности, оно всегда сопровождается социальной дезадаптацией , то есть девиант частично или полностью утрачивает способность приспосабливаться к условиям социальной среды. Это главная проблема всех преступников и правонарушителей – они не могут найти приемлемую форму поведения или не хотят ее искать, поэтому идут против общества.

Поведение ребенка не может быть расценено как девиантное, так как функция самоконтроля у детей примерно до пяти лет еще не развита в достаточной мере, нет еще полноценной осознанности, а процесс социализации только начался.

Период интенсивной социализации приходится на возраст примерно от двенадцати до двадцати лет . Это самый опасный период в отношении возможности возникновения девиаций.

Подростки и молодежь часто оказываются в ряду людей, пренебрегающих нормали социума и его законами по причине неуспешной либо неполной адаптации. Если девиантная модель поведения закрепится в юном возрасте, после изменить образ жизни и саму личность будет уже очень сложно.

Как справиться с проблемой девиантного поведения

К сожалению, чаще всего девианты попадают к психологу, уже поступив в места лишения свободы, детские колонии, центры лечения зависимостей и иные подобные учреждения.

Основная задача, которую ставит перед собой общество – профилактика девиаций. Она проводится:

  • в больницах,
  • в общеобразовательных учреждениях (школах и ВУЗах),
  • в неблагополучных семьях,
  • в молодежных организациях,
  • через СМИ,
  • с беспризорными на улице.

Но проблема в том, что профилактика не предусматривает индивидуального подхода к решению проблемы. Девиант – личность, уникальная как любая другая, если проблема асоциального поведения в конкретном случае назревает или уже существует, ее нужно решать только в индивидуальном порядке, никакие общие меры не помогут.

Если обратиться к психологу самостоятельно, вовремя, до того момента, когда жизнь и личность значительно изменятся в худшую сторону, появится шанс:

  • успешно социализироваться в обществе,
  • скорректировать негативные черты характера,
  • сменить девиантную модель поведения на социально приемлемую.

К сожалению, девиантное поведение является стойкой моделью поведения, поэтому и справиться с этой проблемой самостоятельно девианту очень сложно, практически невозможно. Но он может сделать самый важный шаг – осознать необходимость изменения своей жизни и личности и обратиться за помощью к специалистам, способным помочь.

Ценой труда и усилий, а другой пытается получить «своё» исключительно незаконным путём? Почему первый страдает муками совести, а для второго нет никаких моральных принципов и ограничений? Как формируется тонкая грань между приемлемой и асоциальной деятельностью?

Все эти вопросы волнуют учёных из различных отраслей: социологии, криминологии, психологии, психиатрии, медицины, философии. Существует даже отдельная дисциплина - девиантология, возникшая на пересечении этих наук. Она занимается исследованием форм девиантного поведения, возможных причин девиаций и разработкой методов профилактики. А вот особенности личности, склонной к девиациям, а также ситуационные реакции, отличительные от принятых норм, сделала предметом изучения психология девиантного поведения.

Понятие девиантного поведения в психологии

В переводе с латыни девиация - отклонение от чего-либо. Девиантное поведение - деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Иными словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты.

Вопреки бытующему мнению, отклонение не всегда имеет отрицательный характер. К позитивным девиациям относят так называемое социальное творчество: созидательный процесс, направленный на совершенствование и развитие социальных отношений, а также внесение качественно новых форм деятельности. Например, активная общественная позиция, патриотическое движение, поддержание традиций, культурные инновации. Негативное девиантное поведение несёт в себе деструктивную функцию, и связано с понятиями агрессии, насилия, разрушения. Причём локус контроля варьируется от внешнего, направленного на общество, до внутреннего- саморазрушение. Среди распространённых отрицательных форм: алкоголизация, преступность, наркомания, бродяжничество, вандализм, суицид. Девиации - неотъемлемые составляющие любого социума, а степень их выраженности напрямую зависит от социально-политического, экономического и духовного развития общины. Соответственно высокий уровень жизни, наличие возможностей для самореализации и достижения высших благ, способствуют низкой преступности и агрессивности.

Основные подходы в изучении девиантного поведения

Существует огромное количество теорий, посвящённых изучению девиантного поведения. Все подходы можно разделить на 3 группы: биологические, социальные, психологические.

Биологические доктрины объясняют природу возникновения девиаций исходя из физических характеристик индивида: конституции тела, наследственной предрасположенности, хромосомных аномалий, сбоев в работе эндокринной системы. Самая известная теория принадлежит Чезаре Ломброзо.
Итальянский криминалист и судебный психиатр, он много лет проработал тюремным врачом, что позволяло ему проводить антропологические исследования преступников. Ломброзо пришёл к выводу: наследственно-биологические факторы (особое строение черепа, особенности внешности, генетическая предрасположенность) являются основополагающими факторами возникновения девиантности. В своё время теория Ломброзо была одной из самых популярных, но учёный так и не смог до конца доказать причинно-следственную связь между физиологией и склонностью к совершению преступлений. Тем не менее именно его труд стал основой для развития нового направления - девиантологии.

Социальные теории основываются на убеждении, что именно общество - причина отклоняющегося поведения. Например, теория конфликта объясняет возникновение девиаций в ответ на неравенство в распределении власти и благ. В любом обществе есть классовое распределение, и зачастую переход на более высокую ступень иерархии усложняется законами и правилами социума. Представители этой теории считают, что преступность невозможно искоренить пока будут существовать привилегированные слои населения.

Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в : конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения.

Психология, как мы уже говорили, по праву претендует на роль одного из «родителей» девиантологии , науки, которая изучает девиантное поведение. В данном случае речь идет об одном из разделов психологического знания — , психологии личности или персонологии.

Этот раздел психологии включает в себя широкий спектр разных, зачастую противоречивых представлений о личности. Психологи, так же как и социологи, долгое время претендовали на монополию в области решения девиантологических вопросов. Хотя сегодня подобные представления большинству представителей научного психологического сообщества чужды, никто не отрицает заслуг психологии в области изучения проблем девиантного поведения.

Чтобы прояснить, где предмет интереса психологии и девиантологии совпадает, а где расходится, присмотримся к этим наукам повнимательней. Что и с каких позиций изучает это направление психологии? Общеизвестно, что на нашей планете нельзя найти хотя бы двух абсолютно похожих людей. Каждый из нас — уникальная, неповторимая личность. Совершая одни и те же поступки, люди могут испытывать самые противоположные чувства. Например, участвуя в политическом митинге, один выражает свои убеждения, другой придерживается противоположных убеждений, но пришел из солидарности с товарищем, третий участвует просто от скуки. Стремление понять, что лежит в основе поступков человека — один из главных интересов психологии девиантного поведения.

У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом. По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека. Скажем, если я склонен просыпаться по ночам от ощущения, что по мне ползают маленькие зеленые крокодильчики — это проявление свойственных большинству людей переживаний или повод для визита к психиатру?

Пытаясь ответить на эти и другие вопросы психологи создают теории личности. Что это такое? Коротко говоря, любая теория личности — это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек, как он себя ведет и чем он руководствуется в своем поведении. Это — тщательно выверенные умозаключения относительно природы человека, которые обязательно должны иметь эмпирическое подтверждение. Теория должна не только объяснять прошлое и настоящее поведение человека, но и предсказывать будущее. Таким образом, теории личности описывают, объясняют и предсказывают человеческое поведение. Если теории этих функций не выполняют, они отвергаются научным сообществом, как недостоверные.

Скажем сразу — до согласия в среде ученых по основным вопросам психологии девиантного поведения пока еще очень далеко. Так З.Фрейд утверждал, что истинных мотивов своих поступков человек не осознает и направлено его поведение на удовлетворение инстинктивных потребностей. Американский психолог Б.Ф.Скиннер утверждал, что поведение людей не очень сильно отличается от поведения его подопытных голубей. Другой психолог, В.Франкл, утверждал, что человек стремится к поиску смысла жизни и в основе его поступков лежит осознанный и свободный выбор. Эти представления о природе человека по сути противоположны. С другой стороны, каждая из этих теорий объясняет какие-то аспекты человеческой природы. Следует понимать, что любая теория — это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения — человека.

Несмотря на разницу в содержании каждой из теорий личности, наиболее серьезные вопросы во многом совпадают. При этом ответы даются, разумеется, разные. Что это за вопросы? Во-первых, это вопрос о структуре личности. Все психологи стремятся найти относительно неизменные характеристики психики человека, которые устойчиво проявляются в различных обстоятельствах в разное время. Каждый из нас на протяжении жизни чем-то отличается от других людей. Это объясняется неповторимостью структуры нашей личности. В то же время все мы во многом похожи. Эти различия и похожесть объясняются различными теориями по-разному. Однако любая теория личности рассматривает вопрос о том, что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.

Во-вторых, любая теория личности рассматривает вопрос о мотивации. Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека. Почему люди ставят перед собой различные цели в течении жизни, и с различной степенью упорства стремятся к этим целям? Что побуждает человека к действию, и что направляет его поступки? — таковы распространенные варианты подобных вопросов. Разумеется, ответы на эти вопросы, даваемые в рамках различных теорий, так же отличаются друг от друга.

Третий компонент теорий личности — вопрос о развитии. Не секрет, что люди меняются с течением жизни. Пожилые люди ведут себя и воспринимают окружающий мир иначе, чем молодежь. На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, школа, имущественное положение, принадлежность к той или иной культуре. Все это создает уникальный запас личного опыта. Какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Без ответа на эти вопросы невозможно полноценное познание человека.

Четвертый блок вопросов, стоящих перед любой теорией личности — это вопросы психопатологии. Почему одни люди легко приспосабливаются к жизни в обществе, а другие испытывают затруднения при взаимодействии с окружающими? Почему некоторые люди склонны воспринимать окружающий мир совершенно по-другому, нежели большинство людей (например, всерьез подозревать, что все окружающие желают причинить им вред)? Наконец, чем «нормальная» психика отличается от «ненормальной»? Эти вопросы смело можно отнести к числу важнейших в психологии девиантного поведения.

Тесно связан с предыдущим пятый компонент любой теории. Речь идет о проблеме психического здоровья . Любая теории должна предложить критерии оценки здоровой личности. Психологи уделяют много внимания созданию портрета здоровой личности и разработке положений здорового образа жизни. Разумеется, ответы на этот центральный для психологов вопрос даются разные. Фрейд считал, что показателем здоровья может служить способность справляться с внутренней тревогой и достигать чувства удовлетворенности жизнью. Франкл, наоборот, утверждал, что внутреннее напряжение, борьба, переживание жизни, как драмы — есть условия и показатель здоровья.

Наконец шестой важный вопрос — это вопрос о терапевтическом воздействии на личность. Как помочь людям с различными психическими отклонениями? Возможно ли скорректировать эти отклонения и изменить больную личность? Это пожалуй наиболее актуальные вопросы, служащие критерием оценки практической значимости той или иной теории.

Из нашего краткого анализа проблемной области психологии девиантного поведения , видно, что три последних вопроса имеют ярко выраженную девиантологическую окраску. Действительно теории психопатологии, психического здоровья и возможностей терапии — дают девиантологам исключительно богатый материал для решения своих проблем. Что бы понять природу и причины девиантного поведения людей, девиантолог обязан быть компетентным в этих разделах психологии девиантного поведения.

Однако нелегкая девиантологическая доля не исчерпывается социологической и психологической компетентностью. Люди — слишком сложные существа. Мало того, что человек участвует в общественных отношениях и имеет свой неповторимый внутренний мир. Он еще и проявляет поразительную устойчивость некоторых психологических реакций, которые оказываются почти автономными от структуры общества или от того или иного типа личности. Другими словами, ничего не остается, как вступить на территорию социальной психологии.

Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу..

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Девиантное поведение подростков

Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

Признаки девиантного поведения

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. , жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Причины девиантного поведения

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

Девиантологическое знание зародилось в начале XX века в недрах социологии как специальная теория. Появление терминов "девиантность" и "девиация" связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма . К настоящему времени для обозначения проблематики девиаций и девиантного поведения в научный обиход введено новое название - девиантология .

Предметом девиантологии являются девиантность и девиации, как многоуровневые социально-психологические феномены с различными формами проявлений.

Термин "девиация" (нарушение, отклонение от заданного курса, аномалия) выходит далеко за рамки психологической науки, его широко используют при рассмотрении биологических, физических, химических и других процессов.

В социальных науках используют термин "социальные девиации", под которыми понимают любые отклонения в развитии и функционировании субъектов социального взаимодействия (личности, группы, субкультуры) от общего направления развития системы, в которую они включены, причиняющие ущерб обществу или личности, а также сопровождающиеся ее социальной дезадаптацией .

При этом девиантные действия выступают в разном качестве:

как средство достижения значимой цели;

как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении .

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения:

1) антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих (хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками).

2) асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений (уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика).

3) аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (употребление наркотиков и алкоголя, самопорезы, компьютерная и игровая зависимость, пищевые злоупотребления, отказы от пищи, суицидальное поведение и самоубийства).

Каждая форма девиации имеет свою специфику. В различных научных публикациях дается обстоятельный анализ различных видов отклонений в поведении подростков. В своей работе я остановлюсь подробнее на тех из них, которые на сегодняшний день в детской и подростковой средах имеют тенденцию к приоритетной распространенности.

Агрессивное поведение. Слово "агрессия" происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Чаще всего под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.

"Психологический словарь" под редакцией В.П. Зинченко предлагает следующее определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт" .

девиантное поведение копинг стратегия

Проявления агрессии весьма разнообразны. Она имеет различные виды и формы. А Басс и А. Дарки выделяют следующие формы агрессивности подростков:

физическая агрессия;

вербальная агрессия;

косвенная агрессия - использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлений неупорядоченных взрывов ярости;

негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная против авторитетных и руководящих лиц;

раздражение;

подозрительность;

обида - проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-либо или всем миром за действительные или мнимые страдания.

аутоагрессия или чувство вины .

В социальной и юридической психологии выделяют две формы агрессивного поведения: индивидуальную и групповую.

Следует также различать понятия "агрессия", "агрессивность" и "агрессивные действия".

Агрессивность - это определенное психическое состояние, а именно: целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Агрессивность, как психическое состояние может возникать в тех или иных случаях и обуславливать агрессивные действия в ответ на различные стимулы.

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то можно говорить об агрессивном поведении .

Если же агрессивность проявляется с определенным постоянством в различных ситуациях, то мы имеем дело с агрессивностью, как чертой личности и агрессией как формой поведения данной личности.

Подводя итог вышесказанному, дадим определение агрессии.

Агрессия - это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда или оскорбления окружающим.

Агрессивное поведение, как и другие формы девиантного поведения, является проявлением социальной дезадаптации - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Агрессивное поведение отмечается у детей разного возраста, но наиболее ярко данный вид отклонений в поведении наблюдается у подростков. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенности растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

При определенных условиях агрессивное поведение переходит в противоправное. Взаимосвязь между делинквентым поведением личности и агрессией неоднозначна. С одной стороны, агрессия - универсальное свойство любого индивида, способствующее выживанию и адаптации. С другой стороны, существует некая черта, разделяющая "нормальную" и "асоциальную" агрессию, переходя которую человек оказывается по ту сторону закона.

Стремясь ответить на вопрос о природе противоправной агрессии, А. Бандура и Р. Уолтерс исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По мнению авторов, подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. Авторы предполагают, что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности .

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вину за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. В условиях жестоко регламентированного внешнего контроля (заключения) нередко они чувствуют себя комфортно, порою даже более, чем на свободе.

Тот факт, что несмотря на повторные серьезные наказания, агрессивное асоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не способен учиться на опыте. Возможно, это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком или вовсе не наступает. Уверенность в том, что преступление останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения. Таким образом, агрессивность и делинквентность поведения оказываются тесно связанными. Агрессивно-противоправное поведение вызывает негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми.

Алкоголизм. Потребность в алкоголе прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например, необходимость в кислороде и пище. Алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, способов времяпрепровождения и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связаны с пьянством .

Разумеется, эта вредная привычка не распространяется на всех в одинаковой мере - существуют разные микросреды, соответственно, разные микрокультурные традиции, которые, к сожалению, в современном российском обществе превратились в широко распространенные алкогольные традиции.

Постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает собственно потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с алкоголем. Маленький ребенок, сидя за праздничным столом, ждет, когда ему в рюмку нальют сладкой воды (детского вина), и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми. Почти всегда первое употребление алкоголя оценивается субъективно плохо. Дети отмечают "горький вкус водки", жжение во рту, тошноту. Однако неприятные ощущения со временем забываются, и снова возникают ситуации, которые провоцируют ребенка на употребление алкоголя.

Многие люди употребляют алкоголь без выраженных негативных последствий. Но при определенных неблагоприятных обстоятельствах алкоголь вызывает пагубную привычку и болезненную зависимость в следующем направлении: эпизодическое употребление - бытовое пьянство - алкоголизм.

Наркомания ( от греч. narke - оцепенение и mania - бешенство, безумие). Является одной из самых опасных форм аутодеструкции. Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур с разной целью. О наркотиках много говорится, однако дать точное определение наркотикам не так уж просто. С большим трудом эксперты все-таки выработали приемлемую формулировку. Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотик как "химическое вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры" . Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Зависимое поведение - одна из форм разрушающего поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством прием некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается состоянием эйфории, психофизиологического комфорта. К критериям наркотической зависимости относятся следующие явления: непреодолимая потребность принимать психоактивное вещество, снижение контроля над его употреблением, безуспешные попытки (даже при желании) уменьшить дозу принимаемого вещества, повышение дозы за счет проявления реакции привыкания к наркотику и снижения эффекта наслаждения от его действия.

Выбор в пользу приема наркотиков обусловлен трудностями в адаптации к жизненным проблемным ситуациям.

Среди общих последствий употребления и зависимости от наркотиков выделяются три основных группы:

группа медицинских последствий приема психоактивных веществ: необратимые поражения органов и систем организма, в первую очередь, головного мозга, центральной нервной системы, сердца, печени и почек; передозировки и отравления; психозы; инфицирование ВИЧ и гепатитам В и С; снижение иммунитета; в отдаленной перспективе - онкологические заболевания;

группа психологических последствий: потеря навыков обычной жизни, депрессии, утраты смысла жизни, ощущение безысходности, самоубийства;

группа социальных последствий: потеря социальных связей - семьи, друзей, работы, дома; незаконченное образование; огромные долги; правонарушения; утрата всех прежних интересов и увлечений.

Безусловно, проблема употребления наркотических веществ имеет свои особенности на различных этапах становления человека. Подростковый возраст - это возраст физиологического и психологического созревания человека, который в литературе принято называть "переходным". Это период исканий, проб и ошибок, период разнообразных жизненных экспериментов.

Юношеский период возрастного развития - это жизненный этап, когда происходит личностное становление человека и его профессиональное самоопределение. В юношеском возрасте риск обращения к наркотикам снижается, но никто от этого не застрахован.

Представляет интерес установленная возрастная градация интереса к наркотикам.

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способы употребления и т.д. О последствиях злоупотребления, если и слышат, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания). Знания отрывочны, получены с чужих слов.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков (марихуана за наркотик не признается). О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие, знакомы с потребителями многие. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы:

1)"употребляющие и сочувствующие" - интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении, с возможностью длительного употребления без возникновения зависимости;

2)"радикальные противники" - многие из них считают употребление наркотиков слабостью и неполноценностью;

3) группа, не определившая своего отношения к наркотикам, значительная часть которой может начать употреблять наркотики под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Более 60 % наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания - это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые "радикальные" наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.

Суицидальное поведение. Термин "суицид" впервые был использован в книге Томаса Брауна "Religio Medici", написанной в 1635 г. и напечатанной в 1642 г .

Согласно определению ВОЗ (1982), "суицид - акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство - аналогичный акт, не имеющий фатального исхода". Самоубийство является сегодня одной из основных проблем общественного здравоохранения.

Более простое и четкое определение дал современный суицидолог М. Фарбер: "Самоубийство - это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни" .

Суицидальный феномен представляет собой статистически устойчивое социальное явление.

Начиная с 1949 г. ВОЗ регулярно публикует сведения о количестве самоубийств в различных странах мира. Так, по данным ВОЗ в 1994 г. было зарегистрировано более 400 тысяч самоубийств в мире и отмечена тенденция к росту. К 2000 г. количество самоубийств выросло до 815000 человек (т.е. примерно каждые сорок секунд происходит самоубийство) и сейчас, таким образом, самоубийства стали тринадцатой по значению причиной смерти населения в мире. Самый высокий уровень самоубийств отмечается в восточно-европейских странах, а самый низкий - в Латинской Америки и странах Азии.

В группе мужчин обнаруживается преобладание уровней суицида. Наибольшее количество завершенных суицидов отмечается в возрасте 35-44 года. Это касается как мужчин, так и женщин. Соотношение между самоубийцами мужчинами и женщинами примерно 4: 1 при удавшихся самоубийствах и 4: 2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Уровень суицидов у молодежи растет более быстрыми темпами .

Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.

Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений. Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше - до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

Наркомания и суициды также тесно связаны между собой. Длительное употребление наркотиков и их влияние на организм, также как и общий стиль жизни наркоманов в целом, в значительной мере направлены на саморазрушение, независимо от осознания ими этих намерений. Токсические эффекты наркотиков, также как и алкоголя, предрасполагают к широкому кругу болезней: чаще всего развиваются такие серьезные заболевания как гепатит и эндокардит. У подавляющего числа наркоманов они возникают из-за сочетанного приема таблеток и инъекционных наркотиков. Они страдают от общего стиля жизни, характеризующегося стихийностью и недостаточным питанием. Наркоманы с большой вероятностью заболевают такой фатальной болезнью как СПИД.

Недавние исследования больных наркоманией подтвердило представление о том, что наркотики являются одним из широко распространенных средств совершения самоубийств. Многие наркоманы, как и другие потенциальные самоубийцы, молодые и пожилые, чувствуют себя нелюбимыми окружением и сами не любят никого.

Важной задачей в предупреждении суицидов является своевременная и точная диагностика суицидального риска - оценка индивидуальной значимости и вероятности самоубийства.