___________________________________________ Эмоциональный блок ___________________________________________. Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции

Школа Юрия Окунева

Здравствуйте, многоуважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Контролировать свои чувства, оберегать от посторонних свои глубинные переживания и не позволять дурному настроению и внутренним страхам мешать реализации намеченных планов - все это необходимо уметь любому человеку, стремящемуся к продуктивной, насыщенной событиями и свершениями жизни.

В самом начале я хотел бы сделать одно чрезвычайно важное примечание. Все те техники, которые я приведу ниже, направлены на то, чтобы научить вас управлять эмоциями, но не подавлять их! Это значит, что вы ни в коем случае не должны накапливать в себе весь тот негатив, который по тем или иным причинам будет появляться в вашей душе. Положительные эмоции убивать на корню также не рекомендуется, ведь они помогают нам быть счастливыми.

Еще раз подчеркиваю, что наша задача - научиться регулировать внешние проявления нашего внутреннего эмоционального состояния. Не позволять тем чувствам, - вне зависимости от того, хорошие они или плохие - которые вам по той или иной причине мешают, брать над вами верх.

В противном случае вы будете загонять эмоции глубоко в душу, и через время это даст о себе знать в виде серьезных психологических и даже физиологических проблем. Особенно это касается негативных ощущений.

Приемы саморегуляции

Далее я предложу вам несколько способов контроля эмоций. Вы можете использовать все или остановиться на том, что более всего понравится. Также разрешается дополнять и видоизменять техники с учетом собственных потребностей, особенностей характера. Можно даже объединять методики между собой. В общем, даю вам полную свободу. Главное чтобы был отвечающий вашим ожиданиям результат.

Отвлекающий маневр

Подавляющее большинство людей просто-таки обожает мусолить внутренние переживания. Мы готовы часами рисовать в своей голове устрашающие картины грядущего будущего или оживлять неприятные моменты давно канувшего в Лету прошлого. Мы любим вновь и вновь перематывать обрывки недавних ссор, лелеять обиду от чьих-то некрасивых поступков. Обожаем представлять, как обидно/грустно/страшно нам будет завтра (ведь мы, например, записаны к стоматологу) и т.п.

Все это отвлекает наше внимание от действительно значимых вещей, от главных жизненных ценностей, проблем, задач и потребностей. В итоге, мы часы, а то и недели, месяцы тратим на какие-то мазохистские мыслительные процессы.

Если вы приняли окончательное решение начать жить по-новому, то вам срочно нужно сменить пластинку у себя в голове. Практически в буквальном смысле! Для этого, как только у вас появится очередная негативная мысль, отвлеките свое внимание - включите аудиокнигу или музыку, начните мысленно декламировать стихи или напевать любимую песню. Главное - займите мозг чем-нибудь, чтобы ему некогда было думать о плохом.

Действуем от противного

Мы ведем себя в соответствии с нашими ощущениями, внутренними переживаниями, мыслями. Но что самое интересное, эта система работает и в обратную сторону. То есть, действуя определенным образом, мы способны искусственно вызывать соответствующие эмоции, т.к. наш мозг проводит устойчивые параллели между физическим и психологическим аспектами.

На практике упражнение выглядит следующим образом. Допустим, вы чем-то расстроены. Этому состоянию свойственное грустное выражение лица, опущенная вниз голова, сомкнутые руки, сгорбленная спина. Чтобы побороть грусть начните вести себя так, будто вы абсолютно счастливы.

Для начала встряхнитесь, чтобы сбросить неприятные эмоции. Расправьте плечи и глубоко вдохните. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Искреннее, еще искреннее, шире. Вот, так просто отлично! Продолжайте улыбаться глядя самому себе в глаза минут 5-7.

Параллельно включайте самоубеждение. У вас в жизни все не так уж плохо, гораздо лучше, чем у многих других. Да, есть неудачи, но они не смертельны. Все проходит, пройдет и это. У вас много целей, много желания их достичь. Некогда ныть и растрачивать энергию по пустякам. Вперед к новым свершениям. Гип-гип ура!!! Вооот…чувствуете, как вам становится легче? Нет?! Продолжайте еще 5 минут!

Правило «от противного» касается и любых неприятных ситуаций. Вам нахамили в общественном транспорте? Скажите спасибо и пожелайте хаму удачного дня. Вы завидуете успеху коллеги по работе? Постарайтесь как можно искреннее поздравить его с достижениями и пожелать новых свершений. Так и тянет сказать гадость партнеру? Промолчите или даже скажите что-нибудь хорошее.

Просто не давайте неприятным ощущениям поселиться у вас в душе и начать диктовать там свои требования.

Сублимируйте

Если никакие методы и приемы не действуют и отрицательные эмоции продолжают накапливаться внутри, то не стоит их подавлять. Мы уже про это с вами говорили в начале статьи. Дайте им выход, только не прямой, а опосредованный!

Очень хорошо это работает через активные спортивные занятия. Бег, бокс, силовые нагрузки отлично помогают сбросить негатив. Но если такой возможности нет, то можно просто прокричаться (для этого лучше выбрать какое-нибудь безлюдное место, чтобы не напугать прохожих), нарвать на мелкие кусочки пару килограмм бумаги (коту в лоток сойдет), раздербанить в пух и прах подушку или, наоборот, помедитировать. Еще можно от всей души пореветь (мужчинам разрешается только пустить скупую слезу). В общем, все методы хороши.

Полный контроль

Нередко в переговорах или в ходе общения с другими людьми в нерабочее время мы сталкиваемся с ситуациями, которые побуждают нас к проявлению тех чувств, которые бы мы хотели скрыть от посторонних. Сложность здесь заключается в том, что у нас нет времени все обдумать, сконцентрироваться и правильно отреагировать. Более того, фактор (человек или ситуация) обычно продолжают воздействовать на нас, что создает дополнительный стресс. В этом случае вам ничего не останется, как проявить чудеса выдержки.

  • Гнев, злость.

Этим эмоциям обычно свойственны повышенные тона голоса, интенсивная жестикуляция и агрессивная мимика, грубая лексика.

Сделайте глубокий вздох, можете даже попить воды, считая каждый глоток, чтобы немного ослабить чувства. После этого постарайтесь говорить спокойным, дружелюбным тоном, используя вежливые культурные слова и самые обычные, плавные телодвижения. Возьмите на себя задачу удивить себя и окружающих выдержкой, воспитанием, благоразумием и всеми прочими аналогичными качествами.

  • Слезы.

Что-то или кто-то активно провоцирует вас «развести сырость»? Опять же сначала отвлекитесь, заняв мозг каким-то делом - посчитайте про себя «слоников» или помножьте количество карандашей на столе начальника на количество его седых волос. Попейте воды. Дышите чаще, делая вдумчивые, но не очень глубокие вдохи и усердные выдохи, стараясь через них выпустить все внутреннее напряжение. Отложите слезы на потом, пообещав дать им волю чуть позже.

Чтобы быть хотя бы немного готовым к подобного рода трудностям, рекомендую заранее отработать принципы поведения в неприятных ситуациях дома перед зеркалом. Мысленно представляйте стрессовую ситуацию (или попросите помощи у друзей, родных) и тренируйтесь держать лицо «кирпичом».

**
Психология - наука невероятно разносторонняя, интересная. Можно часами обсуждать полезные «примочки», призванные помочь вам стать на путь продуктивности и успешности. Однако вы вряд ли станете читать статью, длиной в десятки тысяч знаков.

Поэтому приглашаю вас на свой , где мы, в том числе, рассмотрим множество исключительно полезных приемов саморегуляции. Наряду с теоретической информацией, для получения которой вам бы пришлось прочитать не один десяток книг, мы уделим максимум внимания еще и практическим отработкам.

Я лично помогу вам разработать план целей на краткосрочный и долгосрочный периоды, составить список эмоциональных барьеров, которые мешают вам достичь желаемого. Мы продумаем стратегию поведения и начнем претворять ваши задумки в жизнь.

Сегодня же разрешите откланяться. С вами был Юрий Окунев. Жду комментарии и новых подписчиков блога. Всего наилучшего!

Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.

Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без какого-либо выражения.

Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома. Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев. В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема. Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.

В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?

Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.

Обратимся к техникам управления собственными эмоциями , которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА

Техника глубокого дыхания

Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:

  • сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
  • затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
  • сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.

Техника мышечной разрядки

Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.

Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ

Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова. Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ. Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника "Стрелоулавливатель"

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.

В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.

Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:


Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!

Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!

Давыденко Ольга Игоревна

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Суд

    Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга. Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
    Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц.

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . и получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения для тренингов:

    • (890 руб.)
    • (890 руб.)
    • (790 руб.)

    Ваша выгода составит более 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом .
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц.

Мария Черепанова
Комплекс упражнений «Тренируем эмоции»

Цель : Учить детей выражать свои эмоции .

Воспитатель собирет детей в круг и выполняет вместе с ними различные упражнение

Просит детей :

нахмуриться

Как рассерженный человек;

Как злая волшебница;

улыбнуться

Как кот на солнце;

Как Буратино;

Как хитрая лиса;

Как радостный человек;

позлиться

Как ребенок, у которого отняли мороженное;

Как два барана на мосту;

Как человек, которого ударили;

испугаться

Как ребенок, потерявшийся в лесу;

Как заяц, увидевший волка;

Как котенок, на которого лает собака;

Как папа после работы;

Как человек, поднявший большой груз;

Как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

Как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

Как уставший воин после победы.

Упражнение «скульптор»

Цель : Учить выявлять и обозначать словами различные свои чувства; выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой.

Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется «Скульптор» . Я буду называть вам чувство, а ваша задача – изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить радость.

Начнём с лица.

Какое у вас бывает лицо, когда что-то вас радует?

Что происходит с вашим лицом?

А что происходит с вашими руками?

Как вы держите голову?

(Показ воспитателя, после воспитатель обходит всех, чтобы фигуры детей)

Упражнение «Забота о животном»

Цель : Учить выражать свои чувства через заботу о домашних животных; развивать у детей способность к сочувствию.

Воспитатель : Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких либо веществах или живых существах. Растениям нужна земля, что бы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать…

Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.

Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза…

Теперь представь себе что ты больше не ребенок, а какое- нибудь твое собственное животное. Если у тебя нет дома животного то представь, то животное которое ты бы хотел завести, какое оно на ощупь? Какие у него ушки, хвост, носик, каким он цветом? А теперь представь, что ты и есть это животное. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь что тебе жарко и душно дома. Как ты себя чувствуешь? Ты хочешь пить? Ты с удовольствием попил бы воды? Ты идешь к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит когда ты голоден? Ты нуждаешься в человеке который дает тебе еду? Ты не можешь найти себе сам пропитание и воду. Ты не можешь открыть сам кран или холодильник. Как домашнему животному тебе нужен сам человек, чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки.

Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?

А теперь ты снова ребенок, ты здесь. Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий.

Упражнение «Что я чувствую»

Цель : Учить выражать свои чувства; уметь передавать их словами и мимикой.

Сядьте все вместе в круг сейчас мы будем загадывать и разгадывать чувства. Один из вас выйдет на середину и покажет нам какое-нибудь знакомое для него чувство. Но вы не должны говорить ни слова.

(Если дети затрудняются начать игру воспитатель берет инициативу в свои руки.)

Упражнение «Колечко»

Цель : Учить определять и распознавать чувства других людей.

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Целью данного блока является расширение знания воспитанников о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом.

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособность выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.

Задачи блока:

Знакомство с эмоциями;

Осознавание проявления эмоций;

Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

Особенности работы в Эмоциональном блоке заключаются в следующем.

1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы.

2. В данном блоке необходимы специальные усилия психолога-ведущего по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Часто необходима дополнительная проработка агрессии и напряженности как этап групповой работы.

3. Опыт показал нежелательность «психотерапевтического» подхода и глубокого личностного погружения в эмоциональные проблемы участников. Рекомендуется ориентация на обучающую, тренинговую, игровую формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную абстрагированность участников от своих проблем и некоторую защищенность рамками фор­мы занятий и правил игры (маски, карточки, игры типа «ГоЧуДей» ).

В основе данного блока лежит позитивный подход гуманистической пси­хологии, техники гештальт-, арт- и игровой терапии. Мы исходим из следую­щих положений.

Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.

Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших эмоций.

Существует разница между испытываемым чувством и способом его вы­ражения.

Различают конструктивное и деструктивное (самодеструктивное) выра­жение эмоций.

В соответствии с задачами блок состоит из трех частей.

ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

На этом этапе происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмо­ций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в соб­ственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмо­ций. Начинать занятия можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» - это по­зволяет детям настроиться на работу, обратиться к своим чувствам.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЙ МАСКУ» ________________________________

Инструкция.

Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродук­тивных настроений, с которыми он пришел, и тем са­мым освободить голову для работы. Дети очень лю­бят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Упражнение может прово­диться в качестве разминки или завершения и в дру­гих блоках программы.

«Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое вы­ражение, например вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. И так все по очереди».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НА ЧТО ПОХОЖЕ МОЕ НАСТРОЕНИЕ»__________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗЫВАЕМ ЧУВСТВА»________________________________

Информация для ведущего. Результат работы группы - лист ватмана с крупно написанными на нем словами - можно использовать на всем протяжении работы группы в качестве «подсказки», напоминания. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы, и он может показательно отличаться от группы к группе. Следите, однако, за тем, чтобы там нашли отражение основные эмоции - гнев, печаль, радость, страх, обида.

Если вам кажется, что кто-то из ребят неуверен в том, что обозначают не­которые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

Также в завершение этого упражнения можете задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались кани­кулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали?»

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ«БЫСТРЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»____________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛКИ И ОВЦЫ»_____________________________________

Материалы. Инструкция.

Обсуждение:

Это упражнение позволяет интенсифицировать эмо­циональное состояние участников.

Кассета с записью энергичной, активной музыки.

«Волк выходит за дверь. Включается активная музыка. Овцы пасутся на лугу, бегают по кругу. В неожи­данный момент врывается Волк и хватает Овцу. Овца превращается в Волка. Теперь уже два Волка врыва­ются в круге и т. д.

Что происходило с тобой во время игры? Что ты чувствовал? Какие еще есть чувства? Что дают нам чув­ства? Есть ли абсолютно бесполезные или вредные чувства? Что значат эмоции для тебя? Нужны ли они тебе и зачем? Что в них хорошего для тебя, чем они тебе полезны? Чем они тебе вредят или мешают?

Замечания для ведущего. Это упражнение вызывает сильные эмоции - радость, страх, возбуждение - и может послужить хорошим началом совместного обсуждения и исследования того, как эмоции окрашивают нашу жизнь, делают нас неравнодушными к происходящему. От этого упражнения можно перейти к обсуждению природы эмоций на доступном для группы уровне.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАРТОЧКИ»_________________________________________

Материалы.

Инструкция.

Варианты.

Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением, осознавание индивидуального и общего в выражении эмоций.

2 комплекта карточек с рожицами, изображающими различные эмоции, (см. Приложение) и такого же количества карточек с названием эмоций (исходя из списка эмоций, выработанного группой).

«Разбейтесь на две команды. Сейчас я раздам вам набор карточек, на которых нарисованы разные рожицы. Вам надо будет за одну минуту подобрать к каждой рожице карточку, обозначающую эмоцию, которую она выражает».

Если участники группы достаточно свободно владеют языком эмоций, то можно попросить их самих, без опоры на карточки, подобрать названия к каждой карточке.

Информация для ведущего. Приведенные в приложении рисунки допускают различные варианты обозначения. Возможно, у двух групп какие-то пары будут совпадать, а какие-то будут различаться. Это дает возможность поговорить о том, как по-разному мы можем воспринимать и переживать некоторые чувства, а также обсудить наличие некоторых общих черт в выражении основных эмоций (при недовольстве, как правило, хмурят брови, при страхе часто вжимают голову в плечи и т. д.). Если вам удастся выйти в обсуждении на то, как различные чувства переживаются в теле, то логическим продолжением этой игры будет упражнение «Фантом».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ФАНТОМ»___________________________________________

Материалы.

Инструкция.

Обсуждение:

Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.

Листок со схематичным изображением человеческого тела - «фантом» - для каждого участника и достаточ­ное количество карандашей синего, красного, желто­го, черного цветов.

«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете. Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на сво­ем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испуга­лись чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштри­хуйте черным карандашом это место на своем рисун­ке». Аналогично предложите детям обозначить синим карандашом, где они переживают грусть и желтым - радость.

Где в теле ты чувствуешь свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство тебе было легче всего пред­ставить и ощутить в теле? А какое - труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощуще­ния?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ«ЗВУК-ЧУВСТВО»______________________________________

Информация для ведущего. Обратите внимание ребят на то, как они гудели, когда назывались различные чувства, - одинаково, или некоторые чувства хотелось гудеть со своей интонацией. Это может служить переходом к Разговору об интонационных особенностях выражения различных чувств. Также можно обсудить, звучало ли громче гудение во время тех чувств, которые в действительности чаще переживаются ребятами, или же когда назывались «приятные» чувства. Поговорите о том, что «приятные» чувства у себя и у других принимать легче, чем «неприятные».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИИ»_____________________________________________

Информация для ведущего. Наряду с важностью обучения детей языку эмоций - словам, обозначающим различные эмоциональные состояния, - важно предоставлять возможность для выработки другого «языка» - языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.

УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Целью следующей группы упражнений является тренировка навыка узнавания эмоционального состояния других участников и своих собственных. Основное содержание заключается в проигрывании эмоций и распознавании своего эмоционального состояния и состояний других.

В качестве варианта разминки-ритуала на этом и следующем этапе может быть использовано следующее упражнение.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ ЗА МИНУТУ» _______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ШУРУМ-БУРУМ» __________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУГАЙ» _______________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ ЧУВСТВО»__________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА ЧУВСТВА»______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВЫЕ РУКИ» ___________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ»_____________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЕМ ЧУВСТВА» _____________________________

Информация для ведущего. Следите за тем, чтобы все дети хотя бы один раз получили мячик-чувство. Это упражнение может служить хорошей иллюст­рацией того, какие чувства приемлемо выражать в данной группе. Это могут быть по большей частя агрессивные чувства или, наоборот, «приятные». Продолжени­ем упражнения может быть разговор о том, как другие воспринимают проявление наших чувств - понимают, но не принимают; принимают, но не понимают.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТОК ЧУВСТВ»____________________________________

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

В этой части блока делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Также внимание уделяется диф­ференциации эмоциональных проявлений - например, злость может быть лег­ким недовольством или сильным гневом.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛКАЛКИ» ______________________________________

Инструкция.

Обсуждение:

Упражнение позволяет канализировать агрессию че­рез игру и позитивное движение.

«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытяну­той руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями на своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причи­нить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я крикну "стоп!", все дол­жны остановиться».

Насколько тебе понравилась игра? Кого ты выбирал себе в партнеры? Ты толкался изо всех сил? Когда вы играли, ты больше толкал партнера или больше сопротивлялся? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что ты придумал, чтобы победить? Ты толкался во всю силу или сдерживал себя? Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?

Информация для ведущего. Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно.

Пусть дети сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДАТСКИЙ БОКС» __________________________________

Инструкция.

Эта игра дает детям опыт конструктивной агрессивности, способности сохранять контакт с партнером во время спора. Многим людям это дается с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отдалением. Это упражнение также может служить разрядкой в момент спора между участниками группы.

«Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему ты считаешь этот спор хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие так или иначе зависят друг от друга.

Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а боль­шие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем кто-то из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой па­лец партнера хотя бы на секунду. После этого вы мо­жете начать следующий раунд. Вы поняли суть игры? Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на севере. Но в нее могут играть и девочки, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обман­ные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравиться эта игра. После пяти раун­дов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выбе­рете себе другого партнера. Прощаясь со своим парт­нером, поблагодарите его за честное ведение борьбы».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ (СНЕЖКИ)» ___________________

Материалы.

Инструкция.

Эта игра учит канализировать свои агрессивные чув­ства через игру, дает возможность снять эмоциональ­ное напряжение в группе или эмоционально включить­ся в работу усталым или апатичным детям.

Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

«Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, дос­таточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуй­ста, на две команды, и пусть каждая выстроится в ли­нию так, чтобы расстояние между командами состав­ляло примерно четыре метра. По моей команде вы нач­нете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быст­рее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду "стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию» (2-3 мин.).

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ИЗОБРАЗИ СВОЮ ЗЛОСТЬ (СТРАХ И Т. П.)»_____________

Вариант . Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что дети рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВА ГНЕВА» ___________________________________

Информация для ведущего. Записывайте все, что говорят дети - не давайте никакой оценки словам, которые они называют, дайте возможность без смущения проявить широкий спектр словесных реакций. Когда вы закончите писать список, обратите внимание детей, что некоторые из записанных слов ранят другого, обвиняют, подразумевают нападение, атаку. Другая же группа слов является выражением испытываемого чувства.

Варианты. Аналогичным образом можно провести обсуждение возмож­ных реакций в страшных, пугающих ситуациях и др.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЕ ЦАРСТВО»_________________________________

Варианты. Это упражнение можно выполнять всей группой, рисуя общее «морское царство», или же разбиться на две команды, каждая из которых будет рисовать свой подводный мир. Ведущий группы также может принимать уча­стие, рисуя воду, волны. Если детям трудно начать самим, то ведущий может начать рисовать что-нибудь простое (змею, например). После окончания рисо­вания попросите ребят дать название своему рисунку и описать его, а может быть, даже придумать общий сюжет.

Тренировка диапазона эмоций

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что эти тренировки развивают жизненно важное для здоровья человека качество – психическую гибкость. Без психической гибкости нас ожидают постоянные психические потрясения (стрессы), которые будут расшатывать наше здоровье, нашу волю. Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов» тренирует психическую гибкость, которая обезопасит наш организм от житейских потрясений.

Для поддержания нашего здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость». Необходим контроль собственного эмоционального настроя. Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив отрицательные эмоции на крепкую цепь. Страх, как сигнал, предупреждает нас об опасности, но парализует наши действия, если дать ему волю. Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги. Мгновенная обида затягивает прорыв в нашей энергозащите, нанесенный незаслуженным оскорблением. Однако длительная обида, переходящая в ненависть, уродует нежную ткань защиты, как заскорузлый нарост.

Все хорошо в меру. Мера так называемых отрицательных эмоций очень невелика. Достаточно такой эмоции продлиться дольше, чем необходимо организму, чтобы среагировать на ситуацию, – и мощь негативной эмоции бьет уже по самому организму, по его здоровью. Вот почему важно уметь быстро возвращать свой организм в позитивное состояние, укрощая мощь негативной эмоции.

Это очень похоже на управление мощной, полудикой собакой. Достаточно тебе дать чуть спуску – и не ты оказываешься хозяином ситуации, а собака. Однако без собаки тебя поджидают другие опасности. Вывод: держи твою собаку отрицательных эмоций на коротком поводке, будь быстрее ее – ведь ты, в отличие от нее, обладаешь интеллектом. А мы тебе в этом поможем нашими упражнениями!

Вполне естественно, что когда грозит опасность, человек должен испытывать агрессию, азарт битвы.

Когда случается горе, человек должен испытать грусть, и слезы, частый спутник печальных переживаний, помогают пережить печальное событие.

А когда улыбнулась удача, человек должен радоваться!

Но что делать, когда у человека удача, а он грустен, когда ему грозит опасность, а он пассивен или, еще хуже, боится начать что-либо делать, когда на человека свалилось горе, а он – равнодушен? Это значит, что нарушена гармония в психическом мире человека. И тогда – жди болезни.

Тренировка эмоций – это тренировка устойчивости человека к стрессу, а значит, и к болезням!

Может быть, мы разучились радоваться, печалиться, действовать в минуту опасности?

Сейчас мы потренируем все эти переживания.

Энергия радостного дня

Вспомни твой самый радостный день, вспомни до мельчайших подробностей. С чем было связано это приятное переживание? Вспомни, какой была погода. Это было утро, день или вечер, во что ты был одет? Такие подробности помогут тебе скорее вспомнить, вызвать в себе снова то прежнее, счастливое переживание. Возможно, все эти подробности тебе не нужны, достаточно просто вздохнуть глубоко и то счастье снова наполнит тебя? Как бы то ни было, постарайся максимально наполнить себя ощущением радости, счастья. Свет, радость, солнечное тепло наполняют тебя. Ты недостаточно согрелся в их потоках? Добавь еще ощущения радости и счастья, может быть, это – та радость, что выпала тебе на долю в другие дни, неважно, пусть тебя переполняет ощущение радости и счастья, пусть этих приятных переживаний будет с избытком, столько, сколько ты пожелаешь. Добавляй положительных эмоций, покуда не почувствуешь, что «насытился», что тебе нужен отдых.

Фиксируем день печали

Теперь вспомним печали. А у кого их не было? Вспомни свои самые грустные дни, самые тяжелые переживания. Постарайся вызвать к жизни подробности, что позволит тебе скорее вспомнить все свои тягостные периоды в жизни. Усиль грусть, пусть ее станет больше, представь, что ты пережил еще больше печали, пусть ливень печали затопит все твое существо. Пусть печали прибавится еще больше. Вокруг – тьма, ни просвета. Достаточно ли ты напечалился? Нет? Тогда усиль твои печальные, грустные переживания. Когда почувствуешь, что до конца избыл свою потребность в печали, остановись.

Вспоминаем покой

После бурь радости и печали необходим покой. Представь себе бездонное голубое небо. Ты лежишь на траве и смотришь на облака, их становится все меньше. Вот уже нет ни одного. Вокруг только небо. Его необъятная голубизна вобрала в себя все: и радости мира, и его печали. Вспомни, в особенно напряженные дни ты хватался за голову с мыслью о покое. Вот он вокруг тебя, он разлит и в тебе самом. Ты успокоился, ты смотришь в голубое небо, ты сам понемногу растворяешься в нем. Ты ощущаешь глубокий покой. Погрузись в него с головой. Ты получишь его столько, сколько тебе потребуется.

Пребывай в этом состоянии, пока тебе не захочется перемен.

Попробуй выполнить подобным образом упражнение на тренировку гнева, удивления, страха, а закончи снова погружением в радость.

Ты можешь вызывать по своему желанию разные эмоции. Ты можешь по своему желанию усилить их и уменьшить, ты можешь просто выключить их, как назойливо кричащий радиоприемник или телевизор. Ты сделал первые шаги в попытках управлять своими эмоциями. Это не раз пригодится тебе в повседневной жизни и в занятиях по нашей системе.

Кроме того, такая тренировка способствует мобилизации резервных возможностей организма.

Овладеваем энергией радости

Что такое радость? Каждый по-своему опишет переполняющее его чувство. Но одно несомненно: это чувство несет положительные эмоции, оно способно подпитывать истощенные силы, оно может погасить собою негативные переживания.

Что значит радость для человека? Помимо приятных переживаний, это – состояние повышенного здоровья. Известно, что пять минут смеха в день добавляют год жизни человеку.

Человеку, который может посмеяться над собой, не страшны болезни: они к нему и не липнут.

Энергия радости обладает поистине чудесными целительными свойствами!

Радость – это живительная энергия, которая поможет выздороветь вашим органам.

Вот этой энергией мы с вами и будем овладевать.

1. Представим себе больной орган, его местоположение. Хорошо, если ты совместишь свой образ с тем местом твоего тела, где этот орган расположен.

2. Представим твою радость. Не торопись! Рассмотрим, какого она цвета, имеет ли этот цвет оттенки и переливы.

3. Тебе трудно сказать, какого цвета радость? Тогда пусть ее цветом будет светлое радужное облако, как воздух после грозы, когда радуга переливается в каждой капле воды.

4. Представим, что воздух перед вами наполняется цветом вашей радости. Нагнетайте цвет радости 2-3 минуты прямо перед собой.

5. Теперь представим наш больной орган и окружим его медленно и постепенно радостью. Пусть окутает больной образ некое облако цвета… Какого цвета ваша радость? Если для тебя радость окрашена в определенный цвет, оберни в воображении больной орган облаком этого цвета. Теперь оберни в воображении больной орган радужным облаком. Что ты чувствуешь? Как ведет себя больной орган?

Процедуру «прогревания» больного органа радостью нужно проводить 1-2 раза в неделю. Если ты почувствуешь значительное облегчение, то процедуру можно приводить чаще. Если видимых изменений не наступает, то ограничь себя одной процедурой в неделю.

Учимся вызывать приятные эмоции

Теперь попробуем вспомнить иное. Восстанови в памяти самый радостный день или дни, когда ты «летал» от счастья и радость наполняла каждую клеточку твоего существа. Ощути, что тебя, как и тогда, снова переполняет восторг и благодарность жизни за этот дар. Усиль эти чувства. Они заполняют тебя до предела, ты «светишься», ты не в силах удержать в себе эту радость, и не надо. Пусть счастье, переполняющее тебя, затопит весь мир. Ты плещешься в радости, тебя качают волны необозримого океана, и все это – счастье. Достаточно или ты хочешь порадовать себя еще? Если нет – усиль твое ощущение счастья, еще и еще, пусть счастье твое плещет до звезд и выше. Если ты достаточно порадовал себя, попробуем еще один способ тренировки эмоций. Вернемся к мрачному настроению, ощутим всю тяжесть ситуации, снова погрузимся в печаль и уныние или в злость и обиду, как вам захочется. Когда твои плечи опять согнутся под тяжестью забот, обид, тягостных переживаний, вспомни: ты недавно летал от радости, что-то хорошее тоже было в твоей жизни. Попробуй переключиться на светлые и радостные чувства. Не так давно ты сумел затопить радостью землю и сам окунулся с головой. Так вперед, вытесни тяжелые тучи обид, раздражения или просто печали, – вытесни их потоками света и радости. Трудно? Еще света и радости! Солнце разогнало грозовые тучи, и ты справился с болью, обидой, ты научился контролировать свои эмоции. У тебя получилось, и теперь это умение останется с тобой. Подобно тому как невозможно разучиться ездить на велосипеде, однажды постигнув эту науку. Вспомни об этом навыке в нужный момент, попытайся переломить отрицательные эмоции, которые сейчас владеют тобой, и это – не к добру. Попытайся справиться с собой. Ты почувствуешь неописуемое удовлетворение, победив в такой небольшой битве. Конечно, это только первый шаг на пути к управлению эмоциями. Стоит научиться и другому: не только вытеснять отрицательные эмоции, но и трансформировать их. Как?

В следующий раз мы будем учиться прощать. Мы научимся прощать других, мы научимся прощать себя, узнаем, как избавиться от старых обид, и многое другое.

Мы говорили о том, как научиться избавиться от тягостных воспоминаний. От старых обид, тебе нанесенных, и, возможно, причиненных вами кому-то бед. Словом, неприятностей.

Учимся прощать

Сегодня мы станем вспоминать и анализировать. Помнишь, в детстве кто-то из близких сказал тебе что-то резкое, и ты долго жил под впечатлением от сказанного, замыкался в себе, множил комплексы? В конце концов ты преодолел и свои переживания, и нелестную оценку. Но осталась старая обида осадком из прошлого, давно ушедшего времени. Давай вернемся к той ситуации, поговорим, объяснимся с обидчиком. Может быть, подробности да и суть проблемы давно потерялись в памяти, но по привычке мы цепляемся за старое. Достаточно. Хватит. Прости того, с кем у тебя вышла размолвка, все равно, кто был тогда прав или неправ. Теперь вы оба – совсем другие люди, к вам пришел опыт, «сын ошибок трудных». Представь лицо твоего собеседника и скажи ему: я прощаю тебя, я не держу больше на тебя зла, прости меня и ты. Возможно, он ответит тем же. Если нет, все равно прости – и отпусти с миром. Тебе стало легче – ты избавился от камня на сердце. Теперь отпусти от себя и былую проблему и человека. Представь, что они удаляются от вас, исчезают, уходят из вашей жизни.

Наверняка у многих из нас были в жизни моменты, которые стыдно вспоминать. Не маши рукой, мол, в другой раз. Мы будем лечить эту болячку сейчас.

Старой боли часто прибавляет силы то, что не перед кем повиниться: жизнь, как морской прибой, она уносит тех, кому пришел срок. И приносит с наступающей волной новые поколения. Часто некому сказать – прости, давно нет на свете человека. Призови его в своем воображении, необязательно представлять лицо в деталях, главное, чтобы ты знал, что говоришь именно с этим человеком. Помолчите вместе или поговори с ним, сделай то, что тебе в данный момент кажется правильным. Извинись или скажи то, что не успел сказать. Если, поговорив, не почувствовал облегчения, поищи в себе самом, все ли нужные слова ты сказал. Может, что-то еще притаилось, невысказанное? Добавь к сказанному потерявшиеся слова. И – отпусти от себя вместе со своей былой болью, виной и т. п.

Попробуй решить подобным образом и другие свои старые проблемы, постарайся снова пережить их, посмотри на проблему из теперешнего времени. Не правда ли, многое теперь выглядит иначе, даже слова, сказанные когда-то, звучат для тебя теперь иначе, чем прежде? Ты изменился, ты теперь не тот человек, о поступках которого тебе так больно вспоминать. Простись со старыми переживаниями, не осуждая их, как с частью своего прошлого и с благодарностью – за науку.