Художественный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Эти бедные селенья…

Всегда так: человек начинает больше всего ценить уют родительского дома только после годов странствий. Так и поэт начинает по-настоящему любить родину, видеть в ней нечто большее, чем начальный пункт пути, только после того, как надолго ёё покинет. Фёдор Иванович Тютчев начал своё путешествие по миру в 19 лет, когда отбыл в Европу на дипломатическую службу. Он много лет провёл в Германии, именно там расцвёл его поэтический талант, там он встретил признание. Однако, родная земля всегда звала его обратно и Тютчев в один день вернулся в Москву, где продолжил писать.

В 1855 году он написал «Эти бедные селенья…». Этот стих отображает авторское понимание принципиальных отличий между Россией и странами, в которых он побывал в своей бурной молодости.

Тютчев начинает стихотворение с описания пейзажа, что видит иностранец, приехавший в Россию или человек, который возвращается после долгого путешествия. В лирическом герое легко угадывается сам Фёдор Иванович. Он вернулся из Европы, и видит такую картину:

«Эти бедные селенья
Эта скудная природа».

Сразу же обозначается, что этот край для нашего героя «родной» и очень близкий.

В следующей строфе отображается главный мотив стихотворения. Автор обращается здесь к «иноплеменным». И это очень важный момент. Почему он обозначает иностранцев именно так? Тютчев таким образом хочет направить взор читателя на нечто более древнее, на ту разницу между «нашими» и «чужими», которая существовала в когда-то давно и сейчас кажется почти утерянной. Но она жива, и поэт отлично на ней играет. «Чужим» не дано увидеть истинную Россию, спрятанную ото всех, кроме народа этой страны. Автор изображает ёё нагой и смиренной, но держащей гордый взгляд, несмотря на всё некрасивое и неидеальное, что есть в ней.

В финале стихотворения Тютчев обращается к тому, что делает Россию такой, какой он ёё видел. Это вера, вера в истинного Бога. И Господь здесь освящает русскую землю: «Исходил, благословляя». Родина приравнивается к земле господней, месту, где он выстрадал ей право на жизнь. Фактически, поэт здесь приравнивает свой народ к обличию божьему. Ведь столько настрадались люди русские, чтобы не быть в «рабском виде», а быть свободными, гордыми и смеренными. И не важно, что где-то, возможно, люди живут получше, где-то земля даёт лучший урожай, ведь Россию любят не за что-то, а вопреки, как сформулировал уже другой классик.

Это стихотворение Ф.И. Тютчева, в действительности, о простых вещах. Оно о том, что только русский может увидеть среди всех минусов этой страны, очень добродушных людей, честных и верных своему Богу. Оно о том, что землю эту местные так любят потому, что отдали очень многое за право просто жить здесь. Это стихотворение об очень понятных русскому человеку вещах, но уж никак недоступных иностранцам.

С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19 летнем возрасте отбыл в Германию в составе целой дипломатической миссии. Конечно же это было очень почетно и престижно, однако поэта не оставляло чувство, которое он испытывал при разговорах о своей родине. Именно в данное время он очень твердо отстаивал национальные интересы и более подробно интересовался зарубежной литературой.

Он всегда мечтал вернуться домой, на свою родину и надо отметить, что он этого не скрывал, а наоборот постоянно говорил об этом, заявляя, что только в России может быть по-настоящему счастлив.

Именно в это время появилось интересное произведение, стихотворение «Эти бедные селенья…». Данное произведение было опубликовано в 1855 году, после долгожданного возвращения поэта на родину.

Автор данным стихотворением хочет подчеркнуть то, что Россия очень далека от совершенства, но тем не менее именно здесь живут особенные люди, которых просто не найти за границей. Именно это он старается подчеркнуть фразой, что Россия выбрана Богом, и именно он всегда защищал и будет защищать её от различных бед.

Данное стихотворение имеет три строфы, двенадцать строк. Но, несмотря на то, что это довольно таки не много, в каждой строчке читается особое отношение автора к своей родине.

Рифма для данного стихотворения используется перекрестная, что делает стихотворение плавным и очень красивым.
Читая это стихотворение большинство читателей так же отмечают, что в нем читается огромная любовь к родине, которую испытывает автор. Нужно отметить, что многие поэты очень любили свою родину и всячески превозносили её в своих произведениях, хотя у многих судьба складывалась так, что они вынуждены были жить за границей. Федор Тютчев не стал исключением.

В заключение хочется сказать, что Тютчев в данном стихотворении показывает то, что европейцы хоть и во многом преуспевают по сравнению с россиянами, но у них такого чувства патриотизма и любви. Они скорее все помешаны на собственном благополучии и материальном достатке, а о том, где именно зарабатывать денежные средства они вообще не задумываются, и не относятся к своей родине так же трепетно, как это из покон веков делают русские, передавая из поколения в поколение с молоком матери эту любовь к родине.

Анализируя данное стихотворение многие пересматривают свое отношение к родине и это правильно.

Анализ стихотворения Эти бедные селенья по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мной

    Это стихотворение известно широкой публике по песне, которая прозвучала в любимом россиянами новогоднем фильме «Ирония судьбы…». Пугачевой удалось передать проникновенность этого весьма женского текста.

  • Анализ стихотворения Русь Некрасова

    Произведение относится к классической лирике поэта, выраженной в форме народной песни, высказанной простым для народного понимания языком. Стихотворение является частью поэмы поэта «Кому на Руси жить хорошо»

  • Анализ стихотворения Неуютная жидкая лунность Есенина

    Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.

  • Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)

    Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» - одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья...» - одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.