Игры по невербальному общению для студентов. Игры на овладение невербальными средствами общения

1. Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель : учить невербальным способам общения.

Ход . Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход . Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д .)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

“Прочитай письмо”

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход . «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Облака”

Цель : развитие воображения, выразительности движений.

Ход . Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

“Люблю – не люблю”

Цель

Ход . Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой – маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход . Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

“Магазин зеркал”

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

“Маски”

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

“Пойми меня”

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Д ети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

“Бездомный заяц”

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками – 1 – 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

“Жизнь в лесу”

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

“Добрые эльфы”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

“Птенцы“

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? - спрашивает воспитатель. - Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

“Волны”

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

“Муравьи”

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики.

Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

“Театр теней”

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

“Ожившие игрушки”

Цель : развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.


Многим известно, что хорошее общение — основа любых успешных отношений, будь то личных или профессиональных. Однако важно признать, что именно невербальные аспекты коммуникации — выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза, и тон голоса — «звучат» громче всех. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию, или «язык тела», — мощный инструмент, который поможет вам общаться с другими людьми, выражать то, что вы на самом деле имеете в виду, и выстраивать успешные отношения.

Что такое невербальное общение и невербальная коммуникация

Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно посылаем и принимаем бессловесные сигналы. Наше невербальное поведение — жесты, поза, темп и громкость речи, дистанция до другого человека, зрительный контакт — несет мощные сигналы. Эти сигналы не прекращаются, когда вы перестаете говорить. Даже если вы молчите, вы по-прежнему общаетесь невербально.

Зачастую то, что «вырывается» из наших уст, и то, что мы сообщаем через язык тела, — это два совершенно разных послания. Когда люди сталкиваются с такими смешанными сигналами, им приходится выбирать, верить ли вашему вербальному или невербальному сообщению, и в большинстве случаев они склонны выбирать невербальное, потому что оно более естественное — это бессознательный язык, который транслирует ваши истинные чувства и намерения в каждый момент времени.

Почему невербальное общение так важно?

То, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете, говорит другому человеку, не все ли вам равно, насколько вы честны и насколько внимательны. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с вашими словами, то увеличивается доверие, ясность и взаимопонимание. Если они не совпадают, то тогда они порождают напряженность, недоверие и замешательство.

Если вы хотите стать более успешным в общении, для вас будет важным стать более чувствительным не только к языку тела и невербальным сигналам других людей, но и своим собственным.

Невербальные сигналы выполняют пять функций

  • Повторение : они повторяют сообщение, которое человек делает в устной форме.
  • Вскрывают противоречия : они могут противоречить сообщению, которое пытается передать человек.
  • Заменяют смысл : они могут заменить вербальное сообщения. Например, глаза человека часто передают сообщение более ярко, чем слова.
  • Дополняют сообщение : они дополняют или добавляют к устному сообщению. Босс, который хлопает по спине работника, когда хвалит его, усиливает этим жестом воздействие сообщения.
  • Акцентируют сообщение : они акцентируют или подчеркивают вербальное сообщение. Удар кулаком по столу, например, подчеркивает сообщение.

Источник: The Importance of Effective Communication, Edward G. Wertheim, Ph.D.

Виды невербального общения и невербальной коммуникации

Есть много различных типов невербального общения. Взятые вместе нижеописанные невербальные сигналы и «подсказки» говорят о вашем интересе и «включенности» в общение.

Выражение лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и в состоянии передать бесчисленное количество эмоций, даже если вы не произносите ни слова. И, в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, выражения лица универсальны. Мимика счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения — одна и та же в разных культурах.

Движения тела и поза

Подумайте, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя, передает огромное количество информации окружающему миру. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, осанку, положение тела и мелкие движения.

Жесты

Жесты прочно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем, маним и используем свои руки, когда спорим или оживленно разговариваем — мы выражаем себя с помощью жестов, часто даже не задумываясь. Тем не менее, смысл жестов может быть очень разным в разных культурах и регионах, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного толкования.

Зрительный контакт

Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, контакт глаз — особенно важный тип невербальной коммуникации. То, каким образом вы смотрите на кого-то, передает много информации, в том числе интерес, привязанность, враждебность, или притяжение. Зрительный контакт также имеет важное значение в поддержании разговора и оценки реакций другого человека.

Прикосновения

Мы много общаемся через прикосновения. Подумайте, какие сообщения несут в себе следующие действия: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплое объятие, обнадеживающее похлопывание по спине, покровительственное похлопывание по голове, или контролирующий захват вашей руки.

Пространство

Вы когда-нибудь чувствовали себя не комфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность может отличаться в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, в том числе сигналов близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Голос

Сюда входит не только то, что вы говорите, но и то, как вы говорите. Когда мы говорим, другие люди считывают наши голоса в дополнение к слушанию наших слов. Они обращают внимание на следующее: скорость и темп, громкость, тон, интонацию и звуки, которые передают понимание, такие как «ага» и «угу». Подумайте о том, как, например, тоном голоса можно передать сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Невербальные сигналы невозможно подделать

Вы могли слышать советы о том, каким образом нужно сидеть, держать руки или здороваться рукопожатием так, чтобы выглядеть уверенным или утвердить свое доминирующее положение. Но правда в том, что такие уловки вряд ли сработают (если вы действительно не чувствуют себя уверенным и ответственным). Причина в том, что вы не можете контролировать все сигналы, которые постоянно посылаете, о том, что вы действительно думаете и чувствуете. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественно будут выглядеть ваши сигналы.

Когда в невербальном общении что-то не ладится

То, что вы передаете через язык тела и невербальные сигналы, влияет на то, как другие люди будут воспринимать вас, насколько будут уважать, будут доверять вам или нет.

К сожалению, многие люди посылают запутанные или отрицательные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, то нарушается связь и доверие.

Невербальная коммуникация и язык тела в межличностных отношениях

Джек, Тед и Арлин — красноречивые ораторы, которые говорят одно, а невербально посылают что-то другое, что оборачивается для них катастрофическими результатами в их отношениях:

Джек
Он считает, что хорошо ладит со своими коллегами на работе, но если вы спросите любого из них, они скажут, что Джек всегда очень напряжен и пугает их. Вместо того чтобы просто смотреть на вас, он, кажется, пожирает вас глазами. И если он берет вас за руку, то хватает ее, а затем сжимает до боли. Джек — заботливый парень, который тайно желает иметь больше друзей, но его неловкие невербальные действия держат людей на расстоянии и ограничивают его возможности продвигаться на работе.

Арлин
Она очень привлекательна и не имеет никаких проблем при знакомстве с подходящими мужчинами, но ей трудно поддерживать отношения дольше нескольких месяцев. Арлин забавная и интересная, но несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряженность. Ее плечи и брови заметно подняты, ее голос пронзителен, а тело жесткое. Находясь рядом с Арлин, многие чувствуют себя некомфортно. Арлин многое делает для себя, что сводится на нет тем дискомфортом, который она порождает в других.

Тед
Он думал, что нашел себе идеальную пару, когда встретил Шарон, но Шарон не была так уверена. Тед хорошо выглядит, трудолюбив и умеет красиво говорить, но кажется, что он больше заботится о своих мыслях, чем о Шарон. Когда Шарон было что сказать, Тед всегда был готов с дикими глазами все опровергнуть, прежде чем она успевала закончить свою мысль. Шарон стала чувствовать, что он ее игнорирует, и вскоре начала встречаться с другими мужчинами. По этой же причине Тед не имеет успеха на работе. Его неспособность слушать других делает его непопулярным среди людей, которыми он больше всего восхищается.

Эти умные люди с самыми благими намерениями изо всех сил пытаются наладить отношения с людьми. Печально то, что они не знают о том, какие невербальные сигналы передают.

Если вы хотите эффективно общаться, избегая таких недоразумений, и наслаждаться крепкими, доверительными отношениями как в социальной, так и профессиональной сферах, очень важно понимать, как использовать и интерпретировать невербальные сигналы.

Создание условий для эффективного невербального общения

Невербальная коммуникация представляет собой быстро протекающий взаимосвязанный процесс, который требует вашей полной концентрации и внимания. Если вы думаете о том, что собираетесь сказать дальше, мечтаете или думаете о чем-то еще, то скорее всего пропустите невербальные сигналы и другие тонкости в разговоре. Вы должны оставаться сосредоточенным на текущем моменте, чтобы полностью понять, что происходит.

Для улучшения качества невербального общения научитесь справляться со стрессом

Лучшее, что вы можете сделать, чтобы улучшить вашу невербальную коммуникацию — изучить способы регуляции стресса . Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы напряжены, то склонны неверно воспринимать других людей, посылать противоречивые или отпугивающие невербальные сигналы, и впадать в нездоровые модели рефлекторного поведения. Кроме того, эмоции «заразны». Если вы расстроены, то весьма вероятно, что вы спровоцируете негативные эмоции у других людей, что сделает и так плохую ситуацию еще хуже.

Если вы чувствуете, что находитесь в стрессе — возьмите тайм-аут. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. После того, как вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.

Как осознание эмоций укрепляет невербальное общение?

Для того, чтобы посылать точные невербальные сигналы, вам необходимо осознавать собственные эмоции и их влияние на себя самого. Кроме того, необходимо уметь распознавать эмоции других людей и их истинные чувства, что проявляются через невербальные сигналы. Здесь-то и играет роль осведомленность о собственных эмоциях. Осознанность эмоций позволяет:

  • Считывать эмоции и чувства других людей, а также невербальные сообщения, которые они посылают.
  • Создавать доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете, замечаете и вовлекаетсь.
  • Понимать, удовлетворяют ли отношения ваши эмоциональные потребности, что дает вам возможность либо скорректировать эти отношения, либо искать новые.

Советы для считывания «языка тела» и невербального общения

После того, как вы разовьете свои способности справляться со стрессом и распознавать эмоции, вы, естественно, станете лучше «считывать» невербальные сигналы других людей.

  • Обращайте внимание на несоответствия . Невербальная реакция должна укреплять то, что было сказано. Вам встречалось такое, что человек говорит одно, а язык его тела — что-то другое? Например, он говорят вам «да», в то время как качает головой «нет»?
  • Рассматривайте невербальные сигналы как группы сигналов . Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному посланию. Рассмотрите все невербальные сигналы одновременно от зрительного контакта и тона голоса до языка тела. Невербальные сигналы, взятые вместе, согласуются или противоречат тому, что говорят слова?
  • Доверяйте своим инстинктам . Не пренебрегайте своей интуицией. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то не сходится, возможно, что вам удалось «считать» несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.

Оценка невербальных сигналов

  • Контакт глаз . Был ли он установлен? Если да, то он был чрезмерно интенсивным или просто прямым?
  • Выражение лица . Что показывает лицо? Является ли оно «маскообразным» и невыразительным или эмоциональным и полным интереса?
  • Тон голоса . Есть ли в голосе теплота, уверенность и интерес, или он кажется напряженным и сдержанным?
  • Поза и жесты . Тело расслабленное или жесткое и неподвижное? Плечи напряжены и подняты или слегка опущены?
  • Прикосновения . Есть ли физический контакт? Уместен ли он в данной ситуации? Есть ли у вас ощущение дискомфорта?
  • Интенсивность . Сигналы кажутся ровными, прохладными, незаинтересованными или чрезмерными и мелодраматичными?
  • Время и место . Происходит ли простой взаимный обмен информации? Невербальные ответы приходят слишком быстро или слишком медленно?
  • Интонации . Слышите ли вы интонации, которые указывают на заботу или беспокойство («ага», «угу»)?

Как только вы начнете обращать внимание как на свои невербальные сигналы, так и на невербальные сигналы собеседников, ваши коммуникативные способности улучшатся.

Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков. Тема: «Невербальная коммуникация» Составила: педагог-психолог ГБОУ СОШ №1034 Пимчева О.А.

Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.
Задачи:
· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации.
Участники : подростки 14-16 лет
Численность группы : 10-12 человек.

Ход занятия. Разминка

Упражнение «Атомы-молекулы»
Цель упражнения : раскрепощение участников.
Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
Возможная модификация : скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.
По завершению упражнения можно задать вопросы: - Как вы себя чувствуете? - Все ли соединились с теми, с кем хотели?


- мне было не комфортно, когда я не смог ни к кому присоединиться;
-мне было очень весело, упражнение понравилось;
-сложно сразу сориентироваться, к какой группе присоединиться.

Теоретическая часть

«Невербальная коммуникация»
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
5 подсистем невербального общения:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

Упражнение «Автобус»
Цель упражнения : отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на пары. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Примерные ответы детей из анализа упражнения:
- жестами не сложно договориться о том, чтобы созвониться;
-по эмоциям на его лице я сразу понял, что он тоже хочет со мной встретиться;
- догадался по ассоциациям по поводу места встречи;
- время удобно показать на пальцах;
- я с этим человеком очень близко общался, поэтому мне легко понять его жестикуляции;
-можно частично прочитать по губам.

Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения : совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Из анализа упражнения:
Использовались мимика, жесты, подручные средства, указывание на людей, при понимании помимо этого обращалось внимание на эмоциональную окраску «рассказчика». При передаче информации многие пользовались теми жестами, которые показывали им, не всегда понимая их смысла.

Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения : развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны „рассказать“ преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый „сообщник“ спасает одного „преступника“)».
После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера : «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».
Пара участников выходит вперед. Один из них - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.

Предлагаемые действия : пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.

Упражнение «Аплодисменты»
Цель : эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Обратная связь и рефлексия занятия
В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

Из анализа работы:
Занятие понравилось, было интересно узнать, как ещё, помимо слов, можно передавать информацию.
Во время выполнения упражнений столкнулись с рядом сложностей, но все их удалось в последствии преодолеть. Сначала казалось невозможным объясниться без слов, а в процессе оказалось, что при отсутствии речи мы начинаем обращать большее внимание на мимику, жесты и прочее, которые помогают нам понять других людей.
Список литературы: 1. Браткин А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
2. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»
3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»
4. Фопель К. «Групповая сплоченность»
5. Фопель К. «На пороге взрослой жизни»
6. Чуричков А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные задачи в тренинге»
7. Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»

Читайте также:
  1. Анализ обеспеченности и эффективности использования строительной организацией основными средствами
  2. Аудит операций с основными средствами; цель аудита; программа; методы сбора доказательств; процедуры средств контроля и по существу.
  3. Билет № 11 Синергетика – язык междисциплинарного общения. Роль хаоса и случайности
  4. Билет №120 Условия получения права на управление транспортными средствами.
  5. В 2. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами.
  6. Вопрос Коммуникации и переговоры в гостиничном сервисе. Функции делового общения.
  7. вопрос: Конструирование как вид изодеятельности дошко­льников. Формирование у детей умений переда­вать пространство средствами конструирования из строительного материала
  8. Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
  9. Для вывоза раненых с поля боя, транспортировки раненых и больных на этапы медицинской эвакуации медицинская служба располагает различными санитарными средствами.
  10. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их проведения.

Игра «Магазин игрушек».

Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.

Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.

Игра «Зайцы и лиса».

Цель: обогащать возможности невербального общения.

Методика проведения: Воспитатель: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.

Игра «Иностранец».

Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.

Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.

Игра «Через зеркало».

Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.

Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.

Игра «Изобрази сказку».

Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.

Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.

Игра «Расскажи стихи без слов».

Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.

Игра «Зоопарк».

Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.

Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.



Игра «Менялки игрушек».

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую - нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Угадай, о чем я мечтаю».

Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.

Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка - отгадать, что изображает команда. .



Игра «Угадай сказку».

Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.

Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.

Игра «Тихий разговор».

Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную фразу».

Игра «Подарок другу».

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Методика проведения: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Игра «Передача чувств».

Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Методика проведения: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.

Игра «Зеркало».

Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей. Методика проведения: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.

Игра «Тихий час для мышат».

Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Вознестись сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются « спать» на коврик.

Игра «Собери пиктограмму».

Цель: развивать дифференциации различных эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Методика проведения: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.

Игра «Пластилинчик».

Цель: показать загаданную фигуру, используя мимику и жесты.

Методика проведения: Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что - либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает – пластилинчик и «лепит» из него какое либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.

Игра «Из семечка – в дерево».

Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.

Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.

Игра «Ива на ветру».

Цель: обогащать общение невербальным способом.

Методика проведения: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

♦ Вовлекайте в игровое общение окружающих.

♦ Выполняйте упражнения перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения.

♦ Упражнения рассчитаны на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 1

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

«Спасибо, хорошо».

«Неважно».

«Не могу даже ответить».

«Очень хорошо живу».

«Мерзко».

«Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2

Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.

Упражнение 3. Неожиданный гость

Покажите свое отношение (без учета жестких правил этикета) к появлению неожиданного гостя.

Упражнение 4

Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.


Упражнение 5

«Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и др.).

Упражнение 6

Нарисуйте взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).

Не поворачивая головы, проведите взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, вправо, снизу вверх, влево и т.д.

Быстро концентрируйте взгляд на любой точке предмета перед собой.

Удержите взгляд на отдаленном предмете в течение нескольких минут.

Упражнение 7. Наблюдатель

Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным.

Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.

Упражнение 8

Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.

Упражнение 9. Вылепить скульптуру

Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, оратора, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте, и др.

Упражнение 10

Примите позу общения: корпус слегка наклонен в сторону собеседника, руки открыты и развернуты к нему, приветливый взгляд и доброжелательное выражение лица.


Упражнение 11

Пройдите строевым и прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая. Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца. Придумайте и изобразите как можно больше вариантов.

Упражнение 12. Я - не я!

Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного. Упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 13

Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи» глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).

Упражнение 14

Внимательно наблюдайте за выполнением действий другим человеком, стараясь уловить его чувства. Затем повторите все движения, в точности имитируя скорость жестов, положение тела, мимику.

Упражнение 15

Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу. Осознайте состояния и чувства, которые в данной ситуации возникают:

Идете по лесу, где много комаров (по узкой тропинке а горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу, по уступу скалы, по шаткому мостику, по канату);

В магазине пробираетесь в толпе к прилавку;

Болеете на стадионе во время футбольного матча;

Спешите на поезд;

Играете в снежки;

Уступаете свое удобное место кому-то другому;

Лепите из глины;

Делаете прическу, бреетесь;

Растапливаете печь;

Собираете яблоки в саду;

Натираете под мастикой;

Поднимаете гирю;

Ищете что-либо в темной комнате;

Распутываете клубок ниток;

Перед зеркалом любуетесь на себя в новом костюме;

Играете в куклы;

Едете верхом на лошади.

Действуйте в вымышленных обстоятельствах с мысленной речью про себя, пока не завершите действие.

Упражнение 16

Представьте, что вы входите в комнату, где сидят несколько человек. Вам необходимо проскользнуть на место незаметно. А теперь наоборот - на вас все должны обратить внимание. Как вы пройдете по комнате?

Упражнение 17

Разыграйте этюд. Вам надо что-то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака. Пройдите по комнате так, будто собака вас совсем не знает.