Известные лезгины всего мира. Лезгин

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. В Российской Федерации 257 тыс. человек. Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты, есть шииты.

Этимология названия

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, - предполагают некоторые исследователи, - произошёл современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы - «лекзами». Кроме того, танец «Лезгинка»

у Грузинименуется «Лекури» , а страну лезгин «Лекетия».

Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам».

В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. Урусских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

Анализируя исторические связи народов и языковые соответствия, исследователь древности А. Н. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова «лезга» (хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. д. ) и/или от его первоосновы в слове «лязг» (говоря о звуке от клацанья зубов животного (например, собаки или волка ), или - о своеобразном «звоне» или лязганья от соприкасновения холодного оружия во время драки, изготовленного из металла). Представители кавказских народностей зачастую были казаками - в качестве наёмных военных царской армии, которые славились (и славятся до сих пор ) своей агрессивностью и вспыльчивостью характера. Значение в название «лезгияр», состоящего из двух славяно-русских слов - ярый или вспылчивый лезга.

Арабское наименование лезгин - «лекзам», можно также сравнить со значением в словах «древнего происхождения», где «эл ек» - давно, а «зам» - времена. И… здесь вновь подтверждается теория о русско-славянским значении в названии «лезга» - балтун или хвастун, так как, во времена рассказов и/или иных разговоров с русско-славянскими сослуживцами, будучи ещё в казаках, им не очень-то верили, а письменных источников этого древнего народа не сохранилось. «Элек заман» же, на тюркском диалекте означает - «давном давно, в тридевятом царстве тридесятом государстве».

Лезгинский язык

Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на югеРеспублики Дагестан и в северных районах Азербайджана.

История

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.).

Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе (древние племена легов, гелов, удинов и др.). В конце 1 тыс. до н. э. территория Дагестана входила в состав Албании Кавказской, затем державы Сасанидов. С V века на территории Дагестана образуется ряд государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др; в VI веке - государство гуннов.

Хозяйство

Становление земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства у лезгин, как и во всем Дагестане, произошло в неолите (конец VII-VI в. до н. э.). На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных.

Прекращение кочевнического давления способствовало установлению в ХVI-ХIХ вв. естественной хозяйственной специализации по природно-географическим зонам, с наложением на них естественно-экономических зон и основных хозяйственно-культурных ареалов: 1) равнинно-нижепредгорный ареал оседлых пашенных земледельцев и стационарных скотоводов; 2) среднегорный ареал оседлых пашенных (террасовые поля) земледельцев и отгонных скотоводов (в форме трансюманса); 3) высокогорный ареал оседлых подвижных скотоводов и пашенных (склоновые поля) земледельцев.

Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное (главным образом овцы). Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарство. До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. п. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т. п. Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др.

В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры (табак), произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у азербайджанских лезгин), животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Брак и семья

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую) комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать.

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

Поселения

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум); 2) хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3) отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг-запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

Жилище

Традиционное жилище — каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики). Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

Одежда

Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. д. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления. В горной части сохранились некоторые элементы национального костюма: папаха, овчинная шуба, бурка, сыромятная обувь, платки (шерстяные, шелковые, особенно кировобадские), шерстяные узорчатые носки. В большей степени сохранились комплексы ритуальной одежды (похороны, свадьба). Традиционные украшения редки.

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.

После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.

Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта ) клали чуреки, масло, сыр, халву.

Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

С конца XIX – начала XXвв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.

Гора - дагъ.

Река - вацI.

Лес - там.

Дерево - тар.

Трава - векь.

Цветок - цуьк.

Животное - гьайван.

Корова - кал.

Овца - хеб.

Лошадь - балкIан.

Волк - жанавур.

Заяц - къуьр.

Лев - аслан.

Тигр - пеленг.

Лиса - сикI.

Медведь - сев.

Тур - суван яц.

Птица - нуькI.

Орел - лекь.

Сокол - кард.

Соловей - билбил.

Ласточка - чубарук.

Ворона - пехъ.

Птенец - шараг.

Курица - верч.

Бабочка - чепелукь.

Жук - пепе.

Кузнечик - цIицI.

Муравей - цвег.

Паук - хушракан.

Рыба - балугъ.

Лягушка - къиб.

Червяк - шар.

А смысл задавать вопрос если знаешь ответ? понты? глупо?

Скорее всего лезгины. Название не «чеченка» ж. а так этот танец практически у всех кавказских народов есть в том или ином варианте

Название- в честь лезгинов, народа с Юга Дагестана, скорее всего, танец, изначально, дагестанский, а распространился во время 1 Кавказской войны.

Ответ: лезгины Родиной «лезгинки» , по мнению исследователей, является Лезгистан, где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области.

Что же такое «лезгинка» ?

Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Лек (лекь) — «лезгин, орел» означает люди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие «человек-орел».

Отсюда и название танца — лезгинка — как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей.. . Так что, не танец «лезгинка» именуется по названию народа, а народ стали называть в соответствии с танцем.

Лезгинка — танец дружбы, любви и счастья.

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана и Южного Дагестана — Кавказской Албанией. Античный автор Страбон (65 г до н. э. -24 г н. э.) писал, что население Албании говорило на 26 языках. Один из них принадлежал легам/лекам – предкам настоящих лезгин, жившим на Восточном Кавказе, язык которых был государственным языком Кавказской Албании. В составе античного государственного образования «Кавказская Албания» предки нынешних лезгин, рутульцев, цахуров, агульцев, табасаранцев, арчинцев, будугов, крыцов, хиналугцев под общим этнонимом «Леки» являлись главной военно-политической силой ее.

В раннем средневековье лезгины являлись, по описанием современников «Оплотом Ширвана». А в арабских источниках IX-X веков имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане. Что же такое «лезгинка» ? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов.

Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку» . Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители. ….Знаменитый танец лезгин — лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури — лека «лезгин, дагестанец») , который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально ‘соколиный, орлиный танец’ (см. фото) . Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка).

у чеченцев вообще нет тацев

Вообще то Леки это Лакцы, а Лезгины непонятно каким боком стали Леками?

само слово лезгин происходит от персидского лезджи как халаджи, белуджи

все хотят украсть такую Великую историю Лезгин. а чеченцы вообще не причем

Кавказцы – горячий, страстный и эмоциональный народ. Кавказ – родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа.

Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека.

Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца? Выучить движения? Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало – важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца .

Одежда для лезгинки – актуальный вопрос для любителей сего танца.

Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности?

Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно. Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов.

Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью . Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны (по-лезгински — вахчагар). Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается.

502: Bad Gateway

Сверху может одеваться бурка – то есть плащ черного цвета (реже — белого). Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки (так как издревле их носило только высшее сословие), реже одевают войлочные чувяки.

Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом.

Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.

Женский костюм для лезгинки – это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Лезгины - один из крупных народов Дагестанской АССР. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. В Дагестанской АССР они населяют районы Курахский, Касумкентокий, Ма- гарамкентский, Докузпаринский и Ахтынский, а также частично Рутуль- ский и Хивский, а в Азербайджанской ССР - Кубинский и Кусарский районы. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана.

Численность лезгин по переписи 1959 г.-223 тыс. человек, из них в Азербайджане - 98 тыс. человек.

Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. За исключением ‘собственно лезгинского и табасаранского, все эти языки бесписьменные. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком.

На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка, подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский (оба в Дагестане) и кубинский (в Азербайджане).

Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект.

Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин.

На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Самура. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи.

Реки, протекающие по лезгинской территории (самые крупные - Самур и Гюльгерычай), имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков.

Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв.

знали в Южном Дагестане «царство лакзов». Находки куфических надписей в селениях Ахты, Зрых, Кочхюр, Гельхен, Ашага-Стал, Курах позволили считать, что эти, как, очевидно, и многие другие лезгинские селения, возникли до XIV в.

В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. не составляло единого целого. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам.

В XVIII в. лезгинская территория временно была захвачена сосед- н-ими казикумухскими ханами. В 1812 г. в долине р. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство (с центром в сел. Курах), вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин (Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара).

Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии.

Хозяйство

Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие.

Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство.

Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз.

Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота.

Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана.

Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной.

Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство.

Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника (сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т.

Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г., в горном Ахтынском районе площадь пастбищ и сенокосов почти в пять раз больше посевной площади, то в предгорных.Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами.

Сеюг кУкУРУзу, пшеницу (преимущественно озимую), рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т.

д. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак.

С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. у русских. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния.

Зерно мололи на ручных и водяных мельницах.

За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника.

Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками.

Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. имелось более 50 тракторов (в 15-сильном исчислении), два десятка комбайнов, около сотни грузовых автомашин и т.

д. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями.

Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство.

До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Особенно богатые сады имеются в селениях Гильяр Магарамкентшого района, Касумкент, Ашага^Стал, Куркент и Орта-Стал Касумкентского района и в сел. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им.

Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га (1959 г.), этот совхоз имеет значительное полеводческое и животноводческое хозяйство.

Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентскомг Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды.

Большие успехи достигнуты и в области электрификации. Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане.

В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами.

Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент. В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана. Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами. Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах. Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение.

За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы!, рыборазводные станции, заводы минеральных вод, маслосырозаводы, пищевые комбинаты, типографии, а также ряд кооперативных производственных артелей, среди которых большое значение имеют ковровые артели, объединяющие свыше 1,5 тыс.

мастериц. Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий.

История лезгинского народа

В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов (печей-времянок, тазов, кувшинов и пр.), одежды, обуви и т.

До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Из ряда селений Самарского и горной части Кюринского округов (Ахты, Кана, Хрюк, Микрах, Икра, Хучхюр, Курах, Гельхен и др.) уходили на заработки почти все взрослые мужчины.

Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане. Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством.

Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т.

д. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе. К 1917 г.

среди лезгин существовала уже значительная прослойка промышленного пролетариата, принявшая активное участие в борьбе большевистской партии за утверждение Советской власти в Дагестане и Азербайджане. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла,

Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья.

Ныне лезгинские селения связаны между собой т. с другими районами хорошими автомобильными и колесными дорогами. Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам.

ФЛНКА в Дагестане и проблемы лезгинских районов

Author channel Федеральная Лезгинская Национально-Культурная Автономия (ФЛНКА)5 год. назад

Милет на Лезгинском языке. Албанист Ярали Яралиев

Гость передачи, Профессор, Доктор Технических Наук Ярали Алиевич Яралиев.

(Ученный Альбанист). Наш сайт — http://www.nnttv.ru Мы в ВКонтакте — http://vk.com/nnttv Мы в Facebook — https://www.facebook.com/tv.nnt.ru Мы в Instagram — http://www.instagram.com/NNT_TV Мы в Twitter — http://www.twitter.com/NNT_TV Мы в Одноклассниках — http://ok.ru/nnttv Мы в YouTube — http://www.youtube.com/c/ННТТВ Если понравилось, то не поленитесь подписываться и ставить лайк. #ННТ‬ ‪#телеканал_ННТ‬ ‪ ‪#Дагестан‬ #Махачкала #Новости #sport #Islam #культура #традиция #дружба #Ислам #Шариат #Иман #Ихсан #Намаз #Сунна #Пост #Наследие #Кавказ #Дагестан #Махачкала #Коран

Руслан Курбанов разорвал Владимира Жириновского на Поединке

Руслан Курбанов разорвал Владимира Жириновского на Поединке

Самурский узел Samur forest ecology

Экология Самурского леса, Самурский лес, лезгины, пресная вода, экологические проблемы России, гибель леса, река Самур, Samur River, Къулан ВацI, Самур ВацI, экология Дагестана, дагестанские реки, заповедник Самур, Юждаг, Тв Звезда, Дербент, Магарамкент, Баку, Хачмас, Ахты, Рутул, Агул, Табасаран, лиановый лес в России, Samur Waldökologie, Samur orman ekolojisi, Lezghins, Ecology Samur forest Samur forest Lezghins, fresh water, and environmental problems in Russia, liana forest in Russia, Лезгины, Родина, Юждаг, Лезгин, лезгины, лезгинский фольклор, ностальгия, Кавказская Албания, Алпан, нехватка воды, Лезгистан, лезгинский фильм, Кавказ, аул Хрюг, Дагестан, Азербайджан, азербайджанские лезгины, кубинские лезгины, кусарские лезгины, хачмасские лезгины, экологические проблемы России, этнополитика, табасаранцы, агулы, агульцы, крызы, рутулы, рутульцы, хновцы, Хнов, дагестанские лезгины, Махачкала, Баку, Ахты, Ахтынский район, Дагестан, Каспийск, Куба, Дербент, Сумгаит,митинг в Самуре, Хасавюрт, Кусары, Худат, Куруш, Доккузпаринский район, Шахдаг, Шалбуздаг, лезгинка, Kuba, дагестанские пословицы, кинохроника Дагестан, Лезги шиират, Дагъустан, Ахцегь район, Дербент, Каспийск, Изберг, Ялахъ кам, Чими ятар, Lezginskie proverbs Lezghins Lezghins lezghin sayings Lezgin folklore, oral folklore Lezghins Caucasus, Dagestan, Azerbaijan, Azerbaijani Lezghins Lezghins Dagestan, Makhachkala, Baku, Akhty, Caspian, Derbent, Sumgait, Khasavuirt, Kurush, Dokkuzparinsky area Shahdagh , Shalbuzdag, lezginka, Dagestan proverbs, Lezginskie Sprichwörter Lezghins Lezghins lezghin Sprüche Lezgin Folklore, mündliche Folklore Lezghins Kaukasus, Dagestan,里海,杰尔宾特,苏姆盖特, 达吉斯坦共和国,阿塞拜疆,lezgi, Ləzgi, Ləzgilər, Dağıstan, Qusar, Quba, Xaçmaz, Bakı, Gəncə, Sumqayıt , Mingəçevir, Qəbələ, Qubaİsmayıllı, Oğuz, Göyçay, Лезгиял, Лаьзгий, булаг, лезгинские леса, СДК,Самур-дивичинский канал, высыхание леса, lezgins,Dagestan

Affaire Bemba:les parties présentent des observations sur la détermination de la peine

Abonnez-vous sur notre chaine et partagez nos vidéos svp.

Лезгины. История, культура, традиции (М. Н. Гаджиева, 2011)

Pour vos soutiens, contactez nous: E-mail: [email protected] Page fcbk:congosynthese.com Site:www.congosynthese.com

Салам, учитель!

Рассказ о русских учителях в Дагестане, о том, как на протяжении долгих лет советской власти делалось все для того, чтобы обучить детей в республике.

А ведь в Дагестане говорят более чем на сорока языках, и у подавляющего числа этих языков не было письменности, ее создали ученые-филологи ведущих научных заведений СССР. Все послевоенные годы выпускницы провинциальных российских пединститутов направлялись в Дагестан, в горные села, и всю жизнь проработали там учителями русского языка и математики, химии и физики.

Они приезжали в села, где не было электричества, где приходилось корпеть над книжками при свете жировых и керосиновых ламп и собирать для обогрева жилищ кизяк, где немыслимо было выйти на улицу без платка.

Им удалось завоевать авторитет и уважение у людей совсем другой культуры. Приезжие учителя не только обучали грамоте, но и меняли местные нравы. Устраивали танцевальные вечера, были советчицами и местным женщинам, и молодежи. Именно они выучили то поколение, которое стало основой интеллигенции республики. И к восьмидесятым годам прошлого века уже выпускники собственных, дагестанских вузов поехали в горные села. Но очень многие русские учительницы так и остались жить в Дагестане, не уехали на родину.

У них сложились семьи, растут дети и внуки. Сейчас о них помнят. На свои средства их ученики написали и издали книгу «Мой первый учитель» о русских учителях в Дагестане. Автор сценария: Вадим Гончаров (Godza) Режиссер: Максим Огечин

Лезгины – это потомки древнейшего населения Южного Дагестана. В IХ-Х вв. эти территории упоминаются в арабских источниках как «царство лакзов». В Средние Века вокруг крупных селений лезгин (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре) образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие.

Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В XVIII в. часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств. В конце XVIII в. село Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812 года – столицей самостоятельного Кюринского ханства, которое сразу же после образования вошло в состав России. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины.

Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. территория лезгин окончательно вошла в состав Российской Империи и перед революцией входила в Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских. Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

По данным переписи населения 2002 г., на территории России проживает более 411 тысяч лезгин. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана.

Ведущую роль в хозяйстве лезгин играло пашенное и разведение мелкого рогатого скота с преобладанием овцеводства и ежегодными перегонами с летних пастбищ на зимние и обратно.

Главными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали лезгины, были ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис и бобовые. В середине XIXв. начали выращивать картофель. Вплоть до 30-х годов ХХ в. было широко развито овощеводство и бахчеводство. В Ахты, Магарамкенте и Кусумкенте большое внимание уделялось садоводству и виноградарству.

На равнинных территориях лезгины держали скот на стойлово-выгонном содержании, в горах было распространено отгонное скотоводство. Зимние пастбища находились, в основном, в Северном Азербайджане. Разводили главным образом овец, коз, крупный рогатый скот. Большое значение в хозяйстве играли буйволы.

Традиционными промыслами и ремеслами лезгин являются прядение, ткачество, производство ковров, кожевенное, кузнечное, гончарное, оружейное и ювелирное дела. Крупным торгово-ремесленным центром Южного Дагестана было село Ахты, где проживали и работали сотни ремесленников. В селе Икра занимались кузнечным и ювелирным делом. Повсеместно производили ковры, которые пользовались большим спросом в России и других странах. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы .

Традиционные поселения лезгин в горах состояли из тесно стоящих домов, часто двухэтажных. На равнине селения имеют широкие улицы или неупорядоченную планировку. Дома на равнине строились из камня, с плоской земляной крышей, в плане прямоугольные, квадратные или в виде букв «Г» и «П».

На равнинах дома строили одноэтажными, в горах – многоэтажными. Нижний этаж представлял собой хлев или крытый двор, верхние – жилые помещения. Вплоть до ХIХ в. окон в домах лезгин не было, только дыры в потолке для выхода дыма, зато наличие бойниц было обязательным. Во внутреннем убранстве большое место занимали разнообразные ковры, вместо шкафов для хранения вещей предметов быта в стенах имелись ниши.

Традиционные мужской костюм лезгин состоял из рубахи, шаровар, бешмета, папахи из серого или черного каракуля, верхней одеждой был бешмет и овчинная шуба. На ногах лезгины носили сапоги из плотной шерсти с загнутыми носками. Традиционный женский костюм состоял из рубахи, красных, черных, синих или желтых шаровар, бешмета, платья, головного платка, чухты, серебряного пояса. Лезгинки традиционно носили много украшений. Отличительной особенностью костюма лезгин были шерстяные чулки с цветным орнаментом и сыромятная обувь.

Традиционной пищей лезгин были зерновые, бобовые, мясные и молочные блюда. Основное повседневное блюдо – хинкал (галушки), по праздникам готовили гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги.

Лезгины говорят на лезгинском языке группы иберо-кавказских языков нахско-дагестанской семьи. Кюринская диалектная группа включает гюнейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа - дакузпаринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры; наконец, кубанская группа представлена кубанским диалектом.

До 1917 г. у лезгин существовало несколько начальных школ. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. В 1928 г. создан алфавит на латинской и в 1938 г. на кириллической основе. Литературный лезгинский язык основан на гюнейском диалекте. Распространены также русский и азербайджанский языки. Большинство лезгин являются мусульманами-суннитами, есть шииты.

Общекавказский эпос «Нарты» среди лезгин распространен мало; известны лишь отдельные сюжеты. Героем лезгинского эпоса является богатырь-герой Шарвили. Известно творчество поэтов-ашугов XIX в., сказания, песни. Лезгины создали богатый музыкальный (в основном песни) и танцевальный (в том числе «лезгинка») фольклор. Разнообразные музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен.

Религия лезгин – ислам, что с арабского языка переводится как покорность (законам Бога).

Высшей силой у лезгин, как и у других мусульман, является Аллах. С его именем приступают ко всем начинаниям, его именем клянутся. Например, когда начинают есть, произносят: Бисмилляхи рахмани рахим , а когда заканчивают есть: Альхамдулиллях .

Аллах – создатель Вселенной и всего, что есть в этом мире: солнца, звезд, земли, людей, животных. Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что нельзя делать и что надо делать обязательно, что такое хорошо и что такое плохо. Пророки – это лучшие из людей, которых Аллах выбирает для передачи людям откровений. Последним таким пророком был Мухаммад (с.а.с.).

Он говорил, что нужно верить в Единого Бога, молиться, любить родителей, уважать старших, хорошо относиться к родственникам, соседям, быть гостеприимным, стремиться к знаниям, трудиться.

Запрещено убивать, воровать, обманывать, пить спиртные напитки, обзывать других и издеваться над кем-либо, беспокоить соседа и вредить ему, сплетничать.

Священной книгой мусульман является Коран. Коран – это слово Аллаха. Это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Мусульмане верят в Единого Бога, пять раз в день молятся (в пятницу совершают коллективную молитву в мечети), в месяц Рамазан держат пост (не едят и не пьют с рассвета до захода солнца), раздают милостыню бедным и совершают паломничество (хадж) в Мекку.

Кстати, ваш предок Хусейн в середине XIX века из Ахтов пешком совершил паломничество в Мекку, и его стали называть Хаджи Хусейн. От него и пошла наша фамилия – Гаджиевы.

Дербент – колыбель российского ислама, здесь покоится прах первых мусульман России.

Сподвижники нашего Пророка (с.а.с.) через 20 лет после его смерти пришли на землю Дагестана. Здесь прозвучал первый азан, первая проповедь ислама.

Но некоторые традиции доисламской эпохи до сих пор сохранились в народе. По дороге в Ахты мы останавливались возле пира. Вы у меня еще спросили, что это за место. Так вот слушайте.

Пиры лезгин – это одиночные могилы или небольшие каменные мавзолеи. Каждый из них связан с легендой о том или ином святом. В одних, по преданию, похоронен святой, другие – это места, где останавливался святой, в некоторых захоронены люди, отличавшиеся при жизни особым даром.

Деревья или кусты, что растут около пиров, также считаются священными, к ним паломники привязывают куски ткани. Они часто являются местом хранения священных книг, коранов.

Пожалуй, главное место среди древнейших доисламских святынь у лезгин занимает Эренлар – священная гора выше селений Микрах и Мискинджа Докузпаринского района. Сюда в летний период стекаются паломники не только из всех районов Южного Дагестана, но и из Азербайджана и всего Дагестана. Эренлар включает целый комплекс природных памятников, почитаемых как святые места. Поднимаясь по склону Шалбуздага, паломники останавливаются на поляне пира Сулеймана – здесь шейх Сулейман умер, идя на поклонение святой горе. На этом месте паломники совершают молитвы, раздают садака (милостыню).

Прибыв на место – относительно ровную поляну, где расположены мечеть и огромные каменные нагромождения, будто воздвигнутые великанами, паломники, совершив молитву, на специальном плоском камне режут жертвенных овец. Мясо варят в больших котлах, хранящихся здесь, и раздают всем паломникам. Кусок сырого мяса (примерно 2 кг) каждый паломник берет с собой, чтобы приобщить к освященной еде и тех, кто не смог совершить восхождение.

В углу одного из каменных «дворов» есть узкое вертикальное отверстие, сквозь которое поднимаются желающие очиститься от грехов. Если человек грешен, камни отверстия смыкаются вокруг него и не отпускают до тех пор, пока грешник вслух не сознается в грехах, не пообещает жертвоприношение в пользу бедных и сирот. Если человек без греха, он, даже если очень полный, легко и свободно проходит через отверстие.

До принятия ислама у наших предков были свои представления о мире. Существовали семь земель и семь небес (ирид чилер, ирид цавар ).

Земля стояла на спине огромного быка. Перед ним все время кружился овод (насекомое). Когда бык, выведенный из терпения оводом, крутил головой, происходило землетрясение. А если бык вздумает сдвинуться с места, наступит конец света – последний день Земли. А вот еще одна древняя легенда.

Солнце и луна, по преданию, были братом и сестрой. Однажды, когда сестра-солнце мазала куском овчины глиняный пол, брат-луна вступил с ней в спор о том, кому из них в какое время суток восходить над землей. Брат-луна считал, что сестре-солнцу лучше выходить в ночное время во избежание нескромных взглядов людей, а ему – мужчине – лучше днем. Сестра ответила, что это ее не пугает, так как тем, кто на нее посмотрит, она вонзит в глаза огненные иглы. Рассердившись на то, что брат не соглашается с ней, она ударила его по лицу мокрым куском овчины, что оставило на лице луны-брата несмываемые пятна.

Раньше очень боялись затмений солнца и луны. По народному поверью, затмение происходило от того, что пророк Джабраил закрывал их своим крылом от людей в наказание за грехи и что затмения влекли за собой всяческие несчастья – мор, неурожай, падеж скота.

Многие верования, обряды и обычаи, сложившиеся у народа с языческих времен, ислам использовал и приспособил к мусульманским верованиям.

Религия - дин.

Вера - инанмишвал.

Молитва - капI.

Мечеть - мискIин.

Пророк - пайгъамбар.

Легенда - кьиса.

Из книги Киевская Русь автора

7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами (см. Гл. II). Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под

автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) [изд. 1974, сокр.] автора Поршнев Борис Фёдорович

2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух. Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ

Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Религия Обыкновенно, почти без исключения, дело представляется так, что Христос был довершителем еврейства, то есть религиозных идей евреев. Даже правоверные евреи, хотя и не считают в Нем довершителя, однако видят в Нем ответвление своего древа и с гордостью

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Религия Каждое славянское поселение имело свой сакральный центр, который мог считаться местом обитания сверхъестественного покровителя - духа-предка или божества. Подобные объекты могли помещаться в священных рощах. В такой роще мог располагаться и примитивный

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ

автора Константинова С В

2. Религия Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Религия В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.1. Гармония.2. Симметрия.3. Красота.Для античной религии характерно многобожие –

Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь