Кто сказал посеешь поступок пожнешь привычку. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу

Посеешь Поступок –

пожнёшь Привычку,

Посеешь Привычку –

пожнёшь Характер,

Посеешь Характер –

Пожнёшь Судьбу.

(Народная мудрость)

В жизни каждого человека независимо от того, три ему года, тридцать три или семьдесят три, бывают радости и огорчения, любовь, восторг, ревность. Но проявляются эти чувства по- разному. Один и в гневе прекрасен, другой и в любви неприятен. Многое зависит от того, как воспитывался человек.

В детстве переживания особенно остры, а ум ещё недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. Человек и сказать-то ещё не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют характер.

В детстве нет незаметных происшествий.

Мелочь, пустяк могут оказаться важнейшими событиями для ребёнка, навсегда запечатлеется в его памяти и сыграет свою роль, дурную или хорошую.

Спору нет: характер меняется, его можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека!. Из любого ребёнка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного честного человека.

Бывает, человек ещё совсем маленький, только начинает жить, а характер его уже нуждается в перестройке, в « лечении»

Главное в воспитании – не упустить время. Можно и должно преградить дорогу всему дурному.

Начну с того, что работа классного руководителя в принципе основана на общении. Я сейчас могу сказать банальные вещи, они написаны в любом учебнике. Но тем не менее, от этих аксиом никуда не уйдёшь. Надо любить детей, общаться с ними и воспринимать их такими, какие они есть.

Сейчас у моих учеников возраст очень конфликтный - седьмой класс. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой. И всё-таки их натуру я стараюсь воспринимать как должное. Я работаю учителем в школе- интернате для глухих и слабослышащих детей. Все учащиеся инвалиды детства, у них уже нарушена психика с рождения, и вы наверно понимаете, что общение с такими детьми уже должно быть более терпимым, спокойным, иначе контакта, взаимопонимания не получиться. У меня в классе 6 воспитанников (такое количество учащихся положено по САНПину в школах I-II видов), всех их можно назвать проблемными ребятами. Глухие дети, у которых словарный запас слов ограничен, не всегда могут понять смысл речи взрослого, но они чутко реагируют на изменения эмоциональной окраски и ритма речи, громкости, тембра голоса, улавливая в них запрет и угрозу, ведь угроза понимается ребенком однозначно – как лишение любви и поддержки. Поэтому с такими детьми необходимо разговаривать всегда спокойным ровным тоном.

Чтобы помочь проблемному ребенку, прежде всего, необходимо определить, это проблемный ребенок или нет?

Проблемные дети не реагируют на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт. Поэтому одна из важных моих задач, чтобы они открылись, доверились, поверили мне.

Трудность ещё в том, что все ученики, живут в разных городах области, поэтому быстро связаться с родителями нет возможности. И вся ответственность за воспитание ложиться на меня как классного руководителя. Для меня проблемный ребенок - это больной ребенок, ребенок с физическими или психическими отклонениями. Возможности этих детей сильно ограничены. И я здесь сталкиваюсь с проблемой. Работа с «проблемными детьми» это предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику. Цель работы с трудными детьми включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета.

Основными направлениями работы с "трудными" учащимися являются:

Изучение проблемных детей,

составление мной индивидуального плана работы с этими детьми,

Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего я вместе с психологами школы выявили всех проблемных детей в классе и завела на них и их семьи карту. Карта нужна для того, чтобы:

  1. определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми.)
  2. установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  3. изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  4. ознакомиться с положением ребенка в семье;
  5. изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива.

В карте указываю: фамилию, имя, отчество учащегося и его родителей; год рождения учащегося; класс, состояние здоровья, успеваемость, отзывы учителей предметников об отношении учащегося к учёбе; характер, поведение, общественная активность, состав семьи, отношения в ней, семейных проблем;

проведу анкетирование с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

устанавливаю характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, проявления волевых качеств;

изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Ребята моего класса взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Я стараюсь организовать деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом моей работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.

Дима, оставшийся без попечения родителей, живёт в интернате, слабо учиться.

У Семёна умерла мама, отец пьёт, его воспитывает старший брат. Мальчик не- дисциплинированный.

У Андрея, кроме глухоты, церебральный паралич. В детстве, его любили, жалели, исполняли любое его желание. А теперь мальчик в седьмом классе и своё Я - ставит на первое место, что захотел, то и сделал, мальчик недисциплинированный. Уговорить его что-то исправить или сделать, можно только любовью и спокойствием, иначе будет такая агрессия… Как я говорила ранее, что принципом моей работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку, т.е подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении. Но нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками.. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода..

У Леры вообще трагическая судьба. Мама родила и отказалась от неё, через два месяца бабушка с дедушкой нашли её в доме ребёнка и удочерили, дали свою фамилию и отчество. У этой девочке ещё и эпилепсия. Лера с нервными и психическими расстройствами. Поэтому сами понимаете, что только с любовью и терпением можно относиться к этим детям.

Настя живёт в многодетной семье, в деревне. Мама с папой работают много, поэтому когда она приезжает домой, всё хозяйство лежит на ней.

У Вани тоже многодетная, неблагополучная семья. Отчима, Ваня не принимает. Мальчик очень агрессивный, злой. Он как бы оградился от всех и живёт в своём мирке, никого не допускает в этот мир.

Естественно нужна методика, нужна система, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, спокойно, чтобы не было проблем с поведением. Научная педагогика далеко ушла. И хорошая педагогика никогда не была набором мероприятий. Нет. Это всегда система, когда педагог ставит перед собой цели, в зависимости от того, что необходимо в конкретный момент. Причём эти установки не косные, а живые, гибкие, естественные, мудрые. Педагог должен быть понимающим, умеющим рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, уметь завоевать доверие воспитанника. Учитель должен быть энтузиастом, потому что, если у педагога глаза не горят, они и у детей не будут гореть. Ничего тогда хорошего не получиться. Не бывает так, что равнодушный педагог может воспитать ярких и заинтересованных детей. Психолого-педагогическую работу с проблемными детьми я веду по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в развитии их творческих способностей, в побуждении интереса к людям и помощи им в создании целостного образа этого огромного, не враждебного внешнего мира.

Что касается практики в моей работе с классом, я использую социально значимую деятельность. Мне кажется, что дети должны быть помещены в ту среду, где требуется их помощь. И ничто так не воспитывает, как осознание того, что ты помог кому-то, что тебе плохо, но есть люди, которым хуже, чем тебе в несколько раз.

Последние годы у нас в школе реализуются социальные проекты. В нашем классе тоже. Сначала у нас были пробы - маленькие проекты, не выходящие за рамки школы. Приготовили спектакль « Путешествие по сказкам», показали ребятам нашего детского сада. С каким интересом смотрели маленькие дети выступление учеников, а с другой стороны выступающие ребята с желанием показывали сказку.

Я думаю, что перед выступлением мои ребята думали о малышах, они хотели порадовать их, тем более, что почти все детки детского сада, сироты и оставшиеся без попечения родителей.

Уже второй год мы с ребятами нашего класса показываем концерт в « Доме Милосердия». В этом доме живут пожилые, больные люди, оказавшиеся по разным причинам одни. Ребята исполняют песни, вы скажете, как же поют глухие дети. А поют они жестами, т.е. звучит фонограмма исполнителя, а ребята жестами и артикуляцией показывают песню. Это трудно, нужно много работать над песней, чтобы слова исполнителя совпадали с артикуляцией ребёнка. Но когда воспитанники видят прослезившиеся, немного счастливые глаза слушителей, то это того стоит.

Творческие выступления способствуют не только развитию талантов, но и учат дружескому взаимодействию с другими детьми, возможности находить компромисс, добиваться цели, разрешению внутренних конфликтов.

В конце ноября провели акцию ко дню инвалидов. Мы с ребятами вырезали голубей, на которых писали просьбу к людям, чтобы они не проходили мимо людей нуждающихся в данный момент в помощи. Этих голубей раздавали прохожим.

Сейчас в канун 65 - летия Победы, мы с ребятами пишем письма-уголки и отправляем ветеранам нашего города. В письмах мы поздравляем с праздником Победы, и благодарим за то, что они выстояли во время войны, чтобы мы не знали горя и слёз.

В прошлом учебном году стала возрождаться такая форма работы, как

« Тимуровское движение», в рамках которой все ветераны Великой Отечественной войны, ветераны тыла и многие одинокие пенсионеры в микрорайоне школы были охвачены вниманием и заботой: для них ребята готовили своими руками подарки, поздравления к праздникам и по возможности помогали и ухаживали за стариками.

Мои ученики с энтузиазмом ко всему этому относятся. Я не согласна, что современному поколению подростков « совсем ничего не надо». Мы доказываем: надо.

Я считаю, что приязнь или неприязнь к ребёнку для меня не может зависеть от его успехов в учёбе. Я стараюсь, чтобы это было так. Ты общаешься с человеком не обязательно потому, что он что-то хорошо делает. Ты его любишь не только за его достоинства. И его недостатки, и неуспехи могут добавлять ему обаяния или вызывать сопереживание и желание помочь. Иногда что-то не получается, потому что у него другие устремления. Если он стремиться, но у него не получается, это не повод относиться к нему плохо.

Дима - учиться слабо, хотя он старается, ничего не получается. Зато когда мы дежурим, он первый приходит на пост, аккуратно одетый, в белую рубашку. Следит, чтобы малыши не шалили на перемене, вовремя шли на урок по звонку. Я отмечаю его пунктуальность, дисциплинированность при всех учащихся, и ведь они тоже тянуться за Димой во время дежурства.

Настя - учиться слабо. Но когда в 6 классе мне дали руководство этим классом, я думала, чем же занять девочку, чтобы как то поднять её самооценку. В начале своей работы провела тестирование, и оказалось, что Настя изгой в классе, её никто не принял в друзья. Посоветовавшись с тренером из спортивного комплекса « Юность», записала девочку в лёгкую атлетику. Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест. И сейчас, я очень рада за девочку, которая добивается хороших результатов в спорте. У неё, по словам тренера, большой потенциал. И сегодня она участвует не только в городских, областных, но и во Всероссийских соревнованиях по лёгкой атлетике в городах в Кемерово, в Саранске.

Занятия физическими упражнениями я рассматриваю с трех основных позиций: во-первых, как средство оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы и, в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния. Сейчас я планирую вовлечь в спортивную секцию Семёна, потенциал у мальчика есть, физические данные хорошие, но мальчик ленивый. Мои ребята глухие, словарный запас ограничен, поэтому более приемлемым способом организации досуга являются творческие и спортивные кружки. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь положительных результатов. У Семёна, брат, который его воспитывает, пришёл с армии, пользуется авторитетом у мальчика. Выправка брата, солдатская форма, задели Семёна за живое. И сейчас мы вместе с братом стараемся направить мальчика на занятия спортом. Брат купил красивую спортивную форму, кроссовки, которые мальчик мечтал получить, но не было возможности купить. Я провожу классные часы о спорте, о здоровом образе жизни: «Весёлые старты», « В здоровом теле - здоровый дух», « Здоровье в саду и на грядке», «Моё здоровье - в моих руках» ходим с ребятами в кино. И думаю, что скоро наш Семён будет неплохим спортсменом. Брат интересуется делами Сёмы, постоянно приезжает в школу, с удовольствием участвует в школьных и классных мероприятиях. В спортивной обстановке дети не замечают, как проходит коррекция, и личность развивается.

Занятие спортом снимает стресс и агрессию, каждый ребенок – это личность, творец, равный тренеру.

Проблемные дети не реагируют на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт.

Часто “проблемные дети” - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Когда мы проводим расследование, иногда видим, что поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.

Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие.

Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Я постепенно и детально изучила прошлое ребенка, которое во время контактов с ним, помогает быть терпеливее. Не нужно демонстрировать тепло и ожидать, что любовь сразу победит все. Ребенок может не ответить вам, потому что его доверие было обмануто. Боясь провала, он может даже отвергнуть любовь, в поисках убежища и уверенности в своем внутреннем мире. А с другой стороны, он может взывать к вниманию, начиная мешать на уроках и совершать разные поступки.

Иногда я ловлю ребёнка, когда он сделает что-то правильное. Это требует времени, но если я гарантирую ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, меняется к лучшему. В начале это может быть что-то маленькое, но все начинается, с чего-то малого, доброго, положительного.

Я считаю, что в первую очередь детям не хватает любви и внимания, поэтому готовлю разнообразные интересные программы занятии, что позволяет мне более точно раскрыть и направить ребенка в том направлении, к которому он более предрасположен.

Свою работу я планирую вместе с психологом, советом профилактики школы. Ребят, которые не идут на контакт, которые не хотят жить по нормам и правилам Устава школы, приходится ставить на внутришкольный контроль. Я считаю, что постановка на учёт как то организовывает учащихся, делает их более правильными, они уже стараются меньше делать плохих поступков, потому что потом их вызовут на Совет профилактики, который состоит из учителей, и самих ребят и им придётся отчитываться за свои поступки. По прошествии определённого времени, если у ребят не было замечаний, то их снимаем с внутришкольного учёта. Информационные карточки постановки на учёт мы разработали сами.

Постановка обучающихся на внутришкольный учет носит профилактический характер. Постановке на внутришкольный учёт в МС(К)ОУ школе- интернате №18 подлежат обучающиеся воспитанники - не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательном учреждении;

Безнадзорные или беспризорные, обучающиеся самовольно покидающие образовательное учреждение;

Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо неоднократно употребляющие в здание школы одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

За порчу школьного имущества, мелкое хулиганство;

Причинение вреда здоровью обучающихся воспитанников образовательного учреждения и участникам образовательного процесса.

Занимающиеся, бродяжничеством или попрошайничеством;

Основанием постановки ребят на внутришкольный учёт, являются следующие документы:

Представление классного руководителя и социального педагога на Совет профилактики ;

Дневник наблюдения;

Постановление КДН и ЗП;

Сообщение ПДН ОВД.

Я веду дневники наблюдения каждого учащегося. В него записываю замечания не только я, как классный руководитель, но учителя предметники, воспитатели.

Ребенок как чистый лист, что напишешь – то и будет...


«Посеешь мысль - пожнешь действие,

посеешь действие - пожнешь привычку,

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу».

Неужели привычка может так глобально повлиять на жизнь человека?

Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.

Почему так происходит? Эта отрицательная склонность, выражающаяся в действиях или поведении, часто становится для человека потребностью и при подавлении её у него возникает чувство внутреннего напряжения и дискомфорта. Многие привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. С годами они сглаживаются или одна рождает другую, создавая патологический комплекс.

Многие родители жалуются: «Моему сыну три года, а он до сих пор сосёт палец»; «Дочери скоро 7, а она не расстаётся с тряпочкой и постоянно слюнявит её»; «Он - школьник, ему уже 12 лет и он грызёт ногти» — у вредных привычек нет возраста, а есть потребность в их проявлении.

Почему человек не расстаётся с вредными привычками, почему они возникают и что можно сделать, чтобы избежать их появления?

Формируются в результате простого повторения и могут возникнуть непреднамеренно.

Навязчивые действия ребёнок осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление.

Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте и выражается в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмичный акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления, это сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий, стимулирующий развитие головного мозга. Поэтому «война» с сосанием у полуторагодовалого малыша психологически не оправдана.

Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук мамы. Эта самостимуляция может перерасти во вредную привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду сосание пальцев, языка или предметов, грызение ногтей, вырывание волос, бровей или ресниц, которые появляются в возрасте около трёх лет.

Самая распространенная среди привычек - «вредин» - сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции.

Акт сосания делал ребёнка независимым от невзгод внешнего мира, и если это было тогда, так почему бы подобное не перенести на сегодняшний день. И какая разница, что сосать. В школе, ребёнок грызёт ручку или карандаш, а став подростком в компании затягивается сигаретой. Так привычка, не исчезая, перешагивает из дошкольного детства в школьный возраст. Есть мнение, что тяга к табаку и алкоголю возникает от нереализованного сосательного рефлекса и привычки «засасывать» нервозность и напряженность. Частые «перекуры» во время стрессовых ситуаций вполне наглядно подтверждают верность данного предположения.

Иногда родителей волнует привычка ребёнка грызть ногти и выдёргивать брови или волосы . Они редко бывают в три года, появляются чуть позже. Во время грызения и выдёргивания ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, раздражению и получает удовольствие. Как правило, это дети, склонные скрывать свои чувства и «вымещать» их на собственном теле, причиняя себе боль. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».

В период младшего школьного возраста (с 6/7 лет до 9/10) ребёнок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания - трудолюбием и чувством неполноценности. Маленький человек пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность, в результате чего у него развиваются чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если продукты, полученные благодаря усилиям ребёнка, оказываются качественными и ценными в газах взрослых и сверстников, то у него формируется глубокая убеждённость в собственной компетентности. А в случае неуспешности и постоянных неудач, ребёнок будет искать «альтернативные» способы совладания с действительностью, стремиться обрести успокоение, снять напряжение, убрать внутренний дискомфорт.

Особое беспокойство взрослых вызывает мастурбация (онанизм) у детей. Чаще онанизм происходит при засыпании или затянувшемся пробуждении, однако подобные явления могут наблюдаться и в бодрствующем состоянии - во время игры, занятий рисованием, лепкой, музыкой. Пока ребёнок изучает свои руки, ноги, лицо - родители и педагоги спокойны. Но когда ребёнок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие взрослые приходят в растерянность и начинают подозревать в ребёнке распущенность и извращённость.

Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной) и у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это - естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст с трёх до шести лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Когда норма переходит в патологию?

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, он воспринимает эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую. «Сексуальные» игры у здорового ребёнка не вызывают полового возбуждения, он играет неосознанно, поэтому говорить об онанизме (мастурбации) рано.

Онанизм - способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки, делает это регулярно, действие сопровождается чувством удовольствия - вот тогда можно говорить о патологической привычке. В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста. В переходном возрасте мастурбации сопутствуют представления эротического содержания.

Таким образом, сосёт ли ребёнок одеяло, выдирает ли волосы, употребляет спиртное - всё это свидетельствует об одном: ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт. И это сигнал, на который надо адекватно отреагировать - понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.

Мир ребенка еще достаточно мал. Семья, друзья, детский сад (школа) - вот, пожалуй, и всё окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств ребёнка.

У ребёнка раннего возраста основная причина - дефицит материнского внимания. Изначально любой малыш стремится к получению внешних впечатлений и их источником является мать; если же её нет рядом, то развитие ребенка как бы возвращается во внутриутробный период - малыш сам себя успокаивает и развлекает.

В дошкольном и младшем школьном возрасте число причин вызывающих данные привычки, возрастает.

Основные причины «вредных» привычек.

  1. Недостаточность эмоциональной и материальной составляющих среды приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение.
  2. Нарушение в работе ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы, может выражаться в завышенном пороге восприятия. При этом ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления и не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях.
  3. Реакция на негативную ситуацию. В состоянии стресса, например, в процессе адаптации к ОУ, из-за конфликтов в семье, рождения брата или сестры, школьной неуспешности. Ребёнок начинает искать способ успокоения и находит его в виде привычки.
  4. Нарушение воспитания. Излишняя строгость, гиперопёка или попустительство родителей, ограничение активности ребёнка, недостаток ласки, внимания и положительных эмоций. Использование физических наказаний (шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области и стимулируют возбуждение.
  5. Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невропатии.

Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки.

  • Многие родители начинают борьбу с ребёнком, а не с его привычкой. Не нужно настаивать на отказе от нее, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей или перцем. Сосать палец или кусать губы ребёнок, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
  • Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта и положить в руку пластилин, тем самым переключив одни навязчивые движения на другие, но более продуктивные. Детям более старшего возраста, можно задать вопрос: «Что ты делаешь?» В этом случае у ребёнка появится возможность сказать о своих чувствах, действиях и осознать их.
  • Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка - «вредина» - у него только закрепится. Чем ярче реагируют взрослые на вредные привычки, тем выше они поднимают её в чине. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями.
  • В тех случаях, когда вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС, они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение и наблюдение у специалиста. Однако данная рекомендация не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким ребёнком нужно спокойно, не повышать голос и постараться оградить его от телевизионных потрясений.
  • Если ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногти), или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель), то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?
  • Младшему школьнику очень важно помочь поверить в свои силы, компетентность. Именно в деятельности рождается интерес, происходит радость от процесса созидания, появляются друзья и единомышленники. Чаще всего на фоне учебных проблем у ребёнка страдает самооценка, происходят потеря самоуважения и нарушения отношений в школьном коллективе. Взрослым необходимо поддерживать и поощрять любые умения и интересы ребёнка.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Необходимо помнить, что патологические привычки у ребенка могут усиливаться. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольника, мы получаем взамен другую в более старшем возрасте.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)«Посеешь поступок - пожнёшь привычку; посеешь привычку - пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу.

2. Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы.

3. Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет.

4. Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение.

5. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. В самом деле,

2. Наверное,

3. К счастью,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУДЬБА, -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж..

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.

2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных.

3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.

4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров

прозорлИва

закупОрить

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ивы, лопухи и БОЛОТНАЯ трава разрастались на глинистой почве, в зарослях бегали зайцы.

2. Особняком в архитектуре называется КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ дом городского типа, предназначенный для проживания в нём одной семьи.

3. План ПРЕТЕРПЕЛ существенные изменения.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ грамматика позволяет обнаружить общие черты грамматического строя родственных языков.

5. Бойцам было приказано ОДЕТЬ погоны.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много ПОЛОТЕНЕЦ

ПОНИКШИЙ цветок

ЛУЧШИЙ праздник

СЕМЕРЫМИ участниками

ПОКЛАДИ на стол

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающую не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Обращаясь к теме «маленького человека» невозможно не отметить, что, насколько яркой была повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», открывшая мир «маленьких людей».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) М. Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) В романе «Мастере и Маргарите» изображён человек, не отдавший свой талант в услужение Системе.
6) Те, кто уверен во власти человека, не может поручиться за завтрашний день.
7) Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удаётся.
8) По приезде в Петербург она поняла, что устроить свидание с сыном будет трудно.
9) Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к поэзии, живописи, музыке.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун...жается

пер...одический

сопост...влять

х...отический

предв...рительный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву,

пр...следование, пр...станционный

и...полнение, бе...грамотный

з...певала, пр...дедушка

и...гнание, ра.,.чертить

н...рекание, пр...ступок

10

фасол..вый

преодол..вая

дешёв..нький

отзывч..вость

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

реша...мая

наблюда...м

задерж...шься

взвешива...мый

вывез...нный

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Сколько бы ты н(1) смотрел на море, оно н(2)когда н(3) надоест: оно всегда разное, новое, н(4)виданное.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Договорившись (НА)СЧЁТ лодки, туристы двинулись (В)НИЗ по реке.

2. Как выяснилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вода просачивалась в подвал (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

3. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ похода нас ожидал сюрприз: я имею (В)ВИДУ озеро с кристально чистой водой.

4. (НЕ)СМОТРЯ на небольшой дождь мы всё-таки отправились за город (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.

5. ТАК(КАК) маршрут оказался сложным, нам ТО(ЖЕ) пришлось запастись картой и компасом.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Было пасмурно и ветре(1)о; вспене(2)ые волны накатывались на песча(3)ую отмель, лизали почерневшие водоросли, вытаще(4)ые на берег рыбацким неводом.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Михайловский парк немного угрюм высок молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

2. Ночами и рано поутру в затверделых выбоинах полевых дорог белеет и искрится ломкий ледок.

3. Небо всё светлеет всё щедрее разбрасывает свою живую и мерцающую позолоту.

4. Никнут прячутся по степным низинам лиловые и сизо-голубые тени.

5. Я смотрю на камень и забываю про удочки и про рыбу и про всё на свете.

16

Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Казалось (1) деревья почтительно расступились перед старшим собратом.

В свете фонаря его лицо (2) казалось (3) огромной картофелиной.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хочу отметить (1) что миг преодоления земного притяжения (2) когда человек поднимается на бруствер (3) над которым свистят пули (4) и уже не думает больше ни о чём (5) этот миг преодоления самого себя - великий миг.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Тут, в кают-компании, вас будет сопровождать моя голограмма, в других же местах, если вам что-то понадобится или вы захотите со мной поговорить, просто воспользуйтесь коммуникатором.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.

(З)Машины плывут по воде - дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.

(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.

(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю - казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного - есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 - 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания - это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

Древний философ Конфуций сказал: "Посеешь мысль - пожнешь поступок; посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь характер - пожнешь судьбу".

Подобного рода изречение мы можем встретить у китайского философа Лао-Цзы: "Будьте внимательны к своим мыслям - они начало наших поступков".

Так что же такое мысль и почему она так важна в отправном пункте к нашей судьбе?

Наша Вселенная непостижима, и существует множество гипотез на тему происхождения и сущности мысли. Поэтому этот вопрос остается открытым на сегодняшний день. Прежде всего мысль - это то, что несет в себе какую-то информацию. Основное воззрение заключается в том, что своими суждениями мы формируем реальность. Но правдоподобно ли это, если мысль нематериальна? Возможно, так как мысль находится не в голове, а в метафизическом пространстве, в хранилище прошлого, настоящего и будущего. Люди, в отличие от животных, которые руководствуются своими природными инстинктами, вправе выбирать свою судьбу и утверждать смело: "Посеешь привычку - пожнешь характер". Каждый человек в силах создать любой желаемый ему мир, главное - это быть осознанным и настойчивым в своем стремлении к идеальному образу. Так и происходит материализация мыслей в поступки.

Как же это происходит на практике?

Если бы мысль изначально была материальной, тогда то, о чем мы думаем, находило бы свое место в реальности. К счастью, этого не происходит. Наша способность думать - весьма интересный процесс. Если закрыть глаза и понаблюдать за своими мыслями, то в какой-то момент приходит осознание, что мысли рождаются одна за одной словно извне, то есть мы находимся в роли наблюдателя. В зависимости от интеллекта и мировоззрения человек подключается к своему тематическому сегменту получения информации. Это работа нашего окружающего мира, то есть метафизического пространства.

Через размышление рождается намерение и замысел что-либо сделать. Поэтому каждый человек должен понимать, что все наши поступки имеют свое начало в наших мыслях.

Посеешь поступок - пожнешь привычку

Существует две причины, почему людям сложно меняться. Почему вечером мы решаем начать бегать с утра, а на следующий день придумываем массу отговорок, чтобы избежать пробежки? Ученые доказали, что человек привыкает думать и действовать по одному стереотипу. Человеческий мозг состоит из множества нейронов, которые образуют нейронные связи. Так, что же такое привычка? Из вышесказанного следует, что привычка - это электрохимический путь от одного нейрона к другому. Это постоянные,повторяющиеся действия изо дня в день. Например, привычка пить кофе или чистить по утрам зубы. Но порой люди влюбляются в свои шаблоны поведения, которые ведут человека к неудовлетворенности в жизни. Такие привычки называются вредными. Это те, которые забирают энергию, ухудшают внешний вид и оказывают пагубное влияние на здоровье. Вот примерный список вредных привычек:

  • Игромания.
  • Наркомания.
  • Курение и алкоголь.
  • Лень и малоподвижный образ жизни.
  • Переедание.
  • Несоблюдение режима дня и поздний отход ко сну.

Это только малая их часть, так как вещей, которые способны отравлять жизнь человеку, неимоверное множество.

"Посеешь привычку - пожнешь характер": смысл выражения

Человек - эти симбиоз двух составляющих: темперамента и духовного характера. То, есть в человеке, - биология и генетика. Это те составляющие личности, которые люди не в силах изменить и как-то на них повлиять. Название этому - темперамент, и он бывает четырех типов:

  • Сангвинический.
  • Холерический.
  • Меланхолический.
  • Флегматический.

Все люди разные, и это прекрасно. У каждого свой темперамент, и надо это ценить и уважать в себе. Так как же привычка формирует нас, и в чем смысл поговорки: "Посеешь привычку - пожнешь характер"?

Духовный характер - это зона свободы человека, то, что он сам строит. Для древних греков характер - это печать. Что же составляет наш характер? Пословица "Посеешь привычку - пожнешь характер" обусловлена многими факторами. Прежде всего это нравственные привычки, которые воспитываются с самого детства. Самый легкий способ выжить - скопировать характер тех, кто занимается твоим воспитанием. Они уже выжили, следовательно, их характер адаптирован. Именно такой метод формирования характера выбрала природа: дети копируют своих родителей. Та информация, которая получена в детстве, является базисом для дальнейшей жизни. Человек становится тем, кем он хочет стать. Характер человека определяется тем, какие решения он принимает.

Личностное формирование в гармонии тела и духа

Если человек состоит только из темперамента, то он детерминирован, в нем нет свободы. Просто биологический продукт, которому не нужно думать, не нужно отвечать за свои поступки. Но когда человек строит свой характер - это уже его духовный аспект личности. Также, отрицая свою биологию, человек, не видя ограничений, может привести свою жизнь к катастрофическим последствиям в сфере природы. А если отрицает свой дух - это отрицание своей свободы и ответственности. Поэтому только гармония биологии и духа могут привести к формированию личности.

Адаптация характера к окружающим условиям

Каждый из нас наделен своими особыми чертами характера. Но есть такое понятие, как адаптация характера к окружающему нас миру. Чем более мы адаптированы, тем спокойнее будет складываться наша жизнь. Адаптированные люди чувствуют себя комфортно в любых жизненных ситуациях. Они обладают исключительной гибкостью характера и умеют подстраиваться под объективную обстановку. Умный человек - это максимально адаптированный человек.

Сила воли - сила характера

Все мы знаем людей, которые добиваются своей цели. Другие же годами не могут похудеть, бросить курить или записаться на курсы английского языка. Часто между этими людьми нет никакой разности. Они не умнее и не красивее других, но есть одно качество, которое их отличает. Это качество - сила воли. Очень часто люди думают, что ее можно развить. Но, увы, сила воли - это более прирожденная черта, нежели приобретенная. Поэтому силу воли развить нельзя, но можно начать работать над своими привычками.

Привычка: как с ней бороться

Все вредные привычки и пристрастия соблазняют нас потому, что обещают нам удовольствия. Как же научиться не давать слабину и избегать лени? Держать в голове список вредных привычек и не поддаваться соблазну? Можно ли применить некую стратегию и начать двигаться к своим целям и мечтам? Чего же не хватает? Ответ предельно прост - не хватает привычки делать что-либо и мотивации.

Необходимо научиться делать избегаемые вещи автоматически. Ведь сначала рождается мысль, потом действие, затем привычка и характер. Первое - это правильный настрой и фокус мысли на желаемом действии. Правило маленьких шагов и правило регулярности также способствует формированию привычки.

Мотивировать на формирование привычки могут книги, люди, места, мероприятия и иные способы, которые будут питать ваш разум. Но когда человек подпитывается чем-то, это не должно стать одержимостью.

Итак, подводим итоги. Мысль, действие, привычка и характер. Окружайте себя нужной информацией и мотиваторами, из которых можно черпать силы и мотивацию.

Посеешь характер - пожнешь судьбу

Этот принцип лежит в основе культур многих народов. Наша судьба состоит из многих компонентов, которые важно понимать. Поступки из прошлого, влияние времени, наши мысли, наше настроение и наш характер.

По этому принципу судьба находится в руках самого человека. Посеешь привычку- пожнешь характер.

«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Про это короткая притча…

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это все? – недоуменно спросил человек.

— Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Тогда человек пришёл к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем.

Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки.

Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.