Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Дошкольники обладают различными поведенческими, а также психологическими особенностями. С помощью анализа таких особенностей получают достоверные и максимально точные результаты об уровне развития ребёнка. Психодиагностика позволяет оценить способности ребёнка, особенности его поведения и эмоционального состояния. О том, как и для чего она проводится, поговорим далее.

Психодиагностика детей дошкольного возраста - это принятие решение о психологическом состоянии ребёнка или определённом свойстве его поведения и психики. Данный метод применяют психологи в различных областях своей деятельности. Например, в целях психологического консультирования или коррекции. Чаще всего психодиагностика используется для того, чтобы оценить психическое состояние детей, в том числе и степень их готовности к школе.

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

У детей-дошкольников присутствует множество психологических особенностей. К ним, в первую очередь, относится низкий уровень самосознания. Также у многих детей плохо развиты мыслительные процессы, память и внимание.
Помимо прочего, дети младшего возраста достаточно слабо осознают качества своей личности и не умеют адекватно оценивать своё поведение. Самооценка у них обычно развивается к 4-м годам, но не в полной мере. Психодиагностика выявляет реальный уровень психологического развития малыша и спектр его возможностей, в том числе и потенциальных. Это позволяет правильно выработать определённые меры для коррекции поведения и психики детей дошкольного возраста.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Методики психологической диагностики детей дошкольного возраста представляют собой основные пути научного познания личности ребёнка. В данный момент существуют сотни методов психодиагностики, но к числу основных относятся следующие:

  • наблюдение;
  • опросники;
  • анализ поведения и деятельности ребёнка;
  • экспериментальные методики.

Методики психологической диагностики дошкольников обычно включают в себя опросники и наблюдение. Также с ребёнком может проводиться беседа. Выбор методов всегда зависит от способностей и возраста ребёнка. Так, в 3-летнем возрасте не применяется тестирование: за ребёнком, в основном, наблюдают в естественных или искусственно созданных ситуациях.

Основные цели психодиагностики детей заключаются в следующем:

  • получение информации о развитии дошкольника;
  • определение темперамента ребёнка;
  • выявление коммуникативных навыков;
  • оценка индивидуальных потребностей малыша и соответствия окружающих условий его потребностям.

Таким образом, психодиагностика - это важнейший метод анализа личности ребёнка, который позволяет выявить возможные проблемы психологического характера и вовремя скорректировать их.

Если вы хотите уберечь ребенка от трудностей в общении со сверстниками, с учебой и выявить его сильные стороны и способности, которые требуют дифференцированного развития, то психологическая диагностика детей в центре «Сократ» поможет вам в этом. Опытные российские психологи и педагоги прошли обучение французским методикам, разработанным на базе Института когнитивной психологии во Франции. Эти инновационные способы высоко информативны как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Центр «Сократ» всегда готов прийти на помощь в трудной ситуации!

Особенности психодиагностики детей

Правильная детская психологическая диагностика немыслима без глубоких знаний дифференциальной и возрастной психологии. Поэтому ее стоит доверять только профессионалам. Они знают, что в каждой возрастной группе нужен особый подход и особенные методы исследования. Так, специалисты центра «Сократ», обследуя новорожденных и детей в возрасте до 3 лет, применяют:

  • экспертную оценку действий и поведения;
  • наблюдение;
  • эксперимент в естественных условиях.

Когда ребенок становится старше, методы обследования можно расширять. С ним можно активно взаимодействовать и заниматься совместной деятельностью, чтобы увеличить поток информации.

Еще одна особенность детей, важная в психодиагностике, заключается в том, что решение конкретных задач и формирование конкретных навыков и умений происходит в определенные возрастные периоды. Так, для того, чтобы ребенок смог успешно обучаться в будущем, он должен в раннем возрасте научиться наблюдать за предметами и происходящим вокруг него. Наблюдение становится возможным в 3-5 месяцев, когда мышцы спины и шеи начинают активно развиваться.

Когда психодиагностика незаменима

Диагностика психологической готовности ребенка к переходу с одного этапа развития на другой необходима всегда. Однако есть ситуации, когда проблема уже появилась и тянуть с ее разрешением не стоит, т.к. она еще больше усугубится. Поэтому родители должны знать эти «тревожные звоночки» и вовремя обращаться к специалистам. Симптомы зависят от возраста.

Для детей 3-7 лет «тревожными» признаками являются:

  • отрицание всего вокруг;
  • капризы и стойкое упрямство;
  • драчливость и агрессивность;
  • страхи, присутствующие в дневное и ночное время;
  • задержка развития речи;
  • интеллектуальная задержка развития;
  • застенчивость;
  • отсутствие интереса к другим детям и различным играм;
  • полученные травмы;
  • частые болезни, в особенности простудные;
  • повышенная возбудимость и повышенная активность;
  • нежелание общаться;
  • поведение деструктивного типа – порча одежды, предметов обихода, игрушек и т.д.;
  • внезапные эмоции, несоизмеримые с внешними обстоятельствами.

В возрасте 7-12 лет проблемы в основном первично связаны с процессом обучения в школе. Поэтому чтобы их избежать, важно проводить диагностику психологической готовности ребенка еще на дошкольном этапе. Но если по каким-то причинам это не сделано, то необходимо сразу же заподозрить возникшую проблему и вовремя обратиться к специалистам в центр «Сократ», которые помогут в любой, даже казалось бы, безвыходной ситуации. Итак, родителей должны насторожить следующие проблемы в возрасте 7-12 лет:

  • трудности при обучении письму и чтению;
  • недоразвитие речи;
  • затрудненная адаптация к школе или другому микросоциуму;
  • нежелание посещать школу (гимназию, лицей);
  • плохая успеваемость, особенно если изначально она была хорошей, а затем снизилась;
  • невозможность организовать свое время и рабочий процесс;
  • конфликты со сверстниками;
  • затрудненное запоминание;
  • неоднократные эпизоды лжи;
  • невозможность концентрировать внимание и рассеянность;
  • конфликты с родителями;
  • обидчивость;
  • частые или резкие перепады настроения;
  • эмоциональная лабильность – беспричинный смех или слезы;
  • недоверие к себе или окружающим;
  • внезапный/необоснованный страх или агрессия.


Как проходит диагностика в центре «Сократ»

Психологическая диагностика развития ребенка в центре «Сократ» состоит из 3 встреч, каждая из которых решает конкретные задачи и достигает поставленных целей. В процессе обследования наши специалисты используют тесты международного уровня, учитывающие достижения когнитивной и экспериментальной психологии, психодинамики и нейропсихологии.

Первая встреча

Первая встреча – это собственно очерчивание главной проблемы, которая беспокоит родителей (ребенок не хочет играть или учиться, не усидчив, чересчур активен и т.д.). Только на первый взгляд она так просто формируется. Специалист же на этом этапе проводит ее детализацию – выясняет, при каких обстоятельствах наблюдается эта проблема, что влияет на ее выраженность, в чем она еще проявляется и т.д. Ряд наводящих вопросов помогают клиническому психологу понять суть происходящего и, какие методики необходимо применить, чтобы найти правильное решение проблемы.

Вторая встреча

Это самый трудоемкий этап исследования для психолога. От ребенка требуется выполнить целую серию тестовых заданий. Психологи фиксируют все происходящее в листе наблюдения. Ничего не должно ускользнуть от взгляда специалиста – ни слово, ни цифра, ни рисунок, ни действие, ни бездействие, одним словом «Ничего».

На этом этапе психолог в течение 6-10 часов обрабатывает полученные данные. Это позволяет ему увидеть не только явные свойства личности, но и заметить те, которые скрыты в глубине. Итогом второго этапа является психологическое заключение, составленное по результатам диагностики. Обычно оно имеет объем около 20 страниц. В заключении представлен полный психологический портрет ребенка, анализ его особенностей, подробные комментарии и практические рекомендации, которые важны для родителей и воспитателей. В приложении представлены шкалы, описания, рисунки и другие материалы.

Третья встреча

На этом этапе психолог доступно и подробно разъясняет родителям полученное психологическое заключение – интерпретирует значение показателей, делится своими профессиональными наблюдения за действиями ребенка, обозначает круг актуальных проблем, прогнозирует направление развития и обучения, рекомендует приемлемые для данного ребенка методы воспитания и общения, дает рекомендации по развитию способностей. В ходе этого этапа определяются основные задачи и цели на ближайшее будущее и методы их решения. После третьей встречи родители уже видят не проблему, а ответ на поставленный вопрос. Теперь они знают, как помочь ребенку, чтобы полностью раскрыть его потенциал.

Наши услуги

Детские психологические диагностики в центре «Сократ» основаны на следующих тестах:

  • измерение интеллекта детей и подростков;
  • определение особенностей и тенденций личностного развития;
  • выявление способностей;
  • диагностика нарушений личностного и интеллектуального развития.

Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет в нашем центре также включает в себя определение его готовности к процессу обучения. Зная это, родители смогут ориентироваться, в каком возрасте отправлять своего ребенка в школу и какое учебное заведение выбрать.

Также наши специалисты проведут психологическую диагностику родителей. Полученные результаты будут сопоставлены с результатами обследования детей. На основании этого выдаются конкретные рекомендации относительно правильного воспитания в семье, и составляется прогноз возможных проблем.

На нашем сайте можно пройти ознакомительный вариант теста по выявлению способностей ребенка . С его помощью родители поймут, в каком именно направлении надо двигаться, чтобы максимально раскрыть детский потенциал. Однако этот тест не заменяет консультацию психолога, он дает лишь ориентировочную информацию.

  • 6. Задачи и функции диагностической работы в д/у и школе.
  • 7. Этические нормы психологической диагностики.
  • 8. Классификация диагностических методов.
  • 9. Требования к проведению тестирования.
  • 10. Характеристика эксперимента как психодиагностического метода.
  • 11. Диагностическое интервью.
  • 12. Особенности диагностики развития младенцев: метод наблюдения и способа оценки психического развития ребенка 1 года жизни.
  • 13. Проективные методы и их использование в психодиагностике.
  • 14. Изучение мотиваций в поведении дошкольников.
  • 15. Методика исследования представлений о сохранении (ж.Пиаже).
  • 16. Наблюдение как метод психодиагностики.
  • 17. Принцип построения методик диагностики готовности к школе и анализа полученных данных (от простого к сложному, с учетом особенностей ребенка, профиль школы).
  • 18. Характеристика малоформализованных методов диагностики.
  • 19. Особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста.
  • 20. Специфика психодиагностики подростка.
  • 21. Психологические данные и основные аспекты их интерпретации (качественное или количественное).
  • 22. Изучение продуктов деятельности как метод психодиагностики.
  • 23. Основные стратегии психологического исследования (учет возраста, контингент, соблюдение правил проведения).
  • 24. Формализованные методы диагностики черт характера.
  • 25. Пилотажное исследование и характеристика.
  • 26. Диагностика тревожности дошкольников с помощью методики р.Тэммпл, м.Дорки, в.Амен.
  • 27. Диагностика адаптации ребенка к школе.
  • 28. Опросник мини-мульт.
  • 29. Методы диагностики восприятия и свойств внимания.
  • 30. Диагностика различных форм запоминания.
  • 31. Тесты общего интеллектуального развития Векслера, Амтхауэра.
  • 32. Методы диагностики готовности ребенка к школе.
  • 33. Диагностика межличностных отношений с помощью опросника Лири.
  • 34. Тест Рене Жиля.
  • 35. Тест Розен Цвейга (по картинкам).
  • 36. Методы диагностики самооценки и уровня притязания.
  • 37. Диагностика эмоционального состояния (Цветовой тест Люшера, Дом-дерево-человек).
  • 38. Школьный тест умственного развития.
  • 39. Личностный тест Кеттела.
  • 40. Методы изучения индивидуальных особенностей личности (темперамента).
  • 41. Использование в социометрии психодиагностики.
  • 42. Дифференциально диагностический опросник ддо и психодиагностический тест ццт.
  • 43. Тест школьной тревожности Филлипса.
  • 44. Методика экспресс-диагностики эмпатии.
  • 45. Методика характеристика-опросник по л.Шмишеку.
  • 46. Методики изучения детской креативности и способности к творчеству.
  • 47. Прогрессивные матрицы Равена.
  • 48. Методики изучения отклонений семейного воспитания асв Эйдемиллера.
  • 49. Опросник детско-родительских отношений в.В.Столина и я.А.Варги.
  • 50. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье с помощью методики кинетический рисунок в семье.
  • 19. Особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста.

    Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

    Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

    Забирая ребенка на диагностику, он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными. Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед обследованием. Яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, поскольку они могут отвлекать внимание ребенка от предложенных заданий. Перед началом обследования экспериментатор должен подготовить все материалы методик, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку.

    При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду, как изменение формы игр, так и возникновение нового вида социальной активности - межличностного общения. В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного общения, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например чтением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки самому себе и окружающим людям.

    20. Специфика психодиагностики подростка.

    По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и меж персональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения. Имея в виду то, что подростки - это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям младшего школьного возраста. Вполне допустимо дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. Многие тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка позволяют получать данные, полностью отражающие его уровень интеллектуального развития. В противном случае отсутствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.

    В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы.

    Важно, наконец, чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно -- в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они поочередно выступали, то в роли испытуемых, то в роли экспериментаторов.

    Тестирование в подростковом возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу и содержание таких занятий, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.

    Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методики психологической диагностики.

    Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

    Василенко О.Н.

    Диагностика личностных особенностей ребенка .
    Диагностика эмоционального состояния ребенка .
    Диагностика межличностных взаимоотношений .

    Методики

    Возраст

    Назначение методики

    Краткое описание методики

    «Лесенка»

    с 3 – 7 лет

    Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

    Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

    Методика

    «Человек под дождем»

    с 6 лет

    Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

    На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

    Методика

    «Два дома»

    3,5 – 6 лет

    Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

    Методика

    «Домики» Ореховой О. А.

    4 – 12 лет

    Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

    • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
    • актуальные для ребенка ценности;
    • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
    • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

    Методика включает в себя 3 задания:
    1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
    2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
    3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

    Методика ДДЧ

    (Дом-Дерево-Человек)

    с 5 лет

    Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

    Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

    Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

    3,5 – 7 лет

    Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

    Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

    Hand-тест

    (тест руки)

    с 5 лет

    Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

    Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

    Рисуночный тест Сильвер

    (техника стимульного рисования)

    с 5 лет

    Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

    Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

    Тест Сонди

    с 6-7 лет

    Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

    Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

    Методика

    «Несуществующее животное»

    С 6 лет

    Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

    Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

    Методика

    «Контурный САТ-Н»

    3 – 10 лет

    Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

    Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

    Методика

    «Автопортрет»

    с 6-7 лет

    Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

    Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

    Цветовой тест Люшера

    с 3,5 лет

    Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

    Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

    Методика «Кактус»

    с 4 лет

    Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

    Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

    Рисунок семьи

    с 4 лет

    Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

    Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

    Тест

    «Эмоциональные

    сферы»

    с 6 лет

    Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

    Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то - аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета - какие захотите.

    Тест «Сказка»

    с 3,5 лет

    Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые, которые вызывают данные переживания.

    Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

    Методика

    «Аппликация»

    с 6-7 лет

    Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

    Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

    Методика

    Рене Жиля

    с 5 лет

    Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

    Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

    Методика

    «Два дома»

    3,5 – 6 лет

    Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

    Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

    ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

    С 6 лет

    Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

    • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

    Методика

    "Мозаика"

    С 6 лет

    Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

    В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

    Интервью "Волшебный мир"

    (Л. Д. Столяренко)

    С 5 лет

    Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

    В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Тест животных

    Рене Заззо

    С 5 лет

    Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

    Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
    Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

    ………………………………………………………………………………………………………………………………


    Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта

    Психологическая диагностика развития детей с нарушениями интеллекта

    Основные методы обследования

    Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.

    Понятие «психологический диагноз» относится к числу наименее разработанных в современной психологии и не имеет, по существу, четкого обоснования. Признавая очевидную недостаточность знаний о природе и механизмах психического развития, следует подчеркнуть, что этот вопрос должен быть методологически правильно поставлен. Это означает опору на четкую возрастную периодизацию. Требования к возрастному диагнозу дополняются необходимостью исследования «зоны ближайшего развития».

    В рамках консультативной практики представляется целесообразным говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка, под которым понимаются возможные направления дальнейшего хода развития ребенка при реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается ближайших возрастных этапов развития и должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

    Таким образом, круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере.

    Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности.

    В связи с этим при проведении психологического обследования ребенка используются следующие основные методы:

    1.Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др.

    Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.

    2.Беседа. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциального окружения, с самим ребенком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности,особенности характера, поведения.

    Ценные материалы может дать беседа с самим ребенком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы поведения ребенка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здоровья. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Беседа имеет большое значение для установления контакта с ребенком.

    3.Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка -- детские рисунки, различные поделки, письменные и учебные работы и т.д.

    Цель этого метода -- сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, патологические проявления.

    4. Наблюдение. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным, т.е. определяться задачей исследования.

    Наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических, психотерапевтических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием, т. е. носит активный характер.

    Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени, создавая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребенка, определения его «зоны ближайшего развития», может изучить особенности и возможности развития ребенка.

    Результаты наблюдения за ребенком в различных видах его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение для оценки результатов имеют точность, тщательность и непредвзятость при фиксировании результатов наблюдения. Регистрация наблюдений может осуществляться с помощью магнитофонной записи, фото- и киносъемки, записи на видеомагнитофон. Наиболее важными видами наблюдения являются наблюдения за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет наблюдение и в изучении личности ребенка.

    5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод может быть применен при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности.

    Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать, моделируемую ситуацию необходимо представить в виде игрового или учебного задания с понятной ребенку мотивировкой.

    Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение за ребенком. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования.

    Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Отказ ребенка выполнять задание может быть связан с ситуацией эксперимента, но может быть и показателем нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка. Если ребенок согласен выполнять задание, ему предлагается инструкция, по которой он должен действовать. Инструкция может быть дана в различных формах -- вербальной и невербальной. Она должна быть достаточно простой, так как правильное понимание задания определяет ход эксперимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-действенной форме или с помощью жестов.

    Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются в каждой из методик. Задание выполняется под наблюдением психолога, и при необходимости ребенку оказывается помощь, которая также фиксируется в протоколе. Результаты оцениваются количественно и качественно.

    Количественная оценка осуществляется путем подсчета баллов, установленных за выполнение каждого задания, и времени, затраченного на выполнение. Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения задания, обучаемости, факторы, влияющие на характер работы, полноту и глубину понимания смысла задания, учет влияния побочных раздражителей на результат работы, утомляемость и т.д.

    Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения данного ребенка.

    6. Тестирование. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники, применяемые с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью являются тесты-задания, включающие целый ряд специальных заданий. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека.

    Условия психологического обследования

    Условия проведения психологического наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности обследуемого ребенка могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных.

    Среди конкретных условий, которые следует учитывать психологу, могут быть особенности личности испытуемого и внешние условия опыта. Условиями, характеризующими особенности личности, являются возраст и пол испытуемого, его мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент. При этом нужно чрезвычайно внимательно отнестись к состоянию здоровья, различным психосоматическим, физиологическим нарушениям, отклонениям в развитии.

    Среди условий, характеризующих личность самого испытуемого, не все являются одинаково рядоположенными. Одни из них устойчивы. Это такие психологические качества личности, как характер, мотивы, установки, знания, привычки, умения. Другие особенности личности (и на это нужно обратить особое внимание) крайне подвижны, ситуативны, изменчивы. Это эмоциональные, интеллектуальные и волевые психические состояния человека. Умение психолога уловить, понять состояние ребенка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересованности в общении способствует адекватности получения сведений о психологических особенностях детей.

    Наряду с этим психологу необходимо проследить за внешними условиями, в которых проводится психологическое обследование. Внешние условия (освещение, тишина, вентиляция, мебель, оснащение помещения, личность самого психолога) не должны затруднять выполнение предлагаемых ребенку заданий, вызывать стойкий отрицательный рефлекс на необычную для ребенка атмосферу поведения, общения с психологом или предлагаемого действия. Еще до начала обследования нужно дать ребенку привыкнуть к окружению, «обыграть» его как «естественное».

    Программа обследования психического развития ребенка

    Психологическое обследование ребенка предполагает:

    выявление особенностей его психического развития;

    установление нарушений психического развития;

    определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе;

    выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка;

    установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношении к товарищам;

    определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.

    Предлагаемая программа дифференциальной диагностики нарушений психического развития ребенка является примерной. Она может быть изменена в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений.

    Схема обследования

    I. Общие сведения о ребенке и его семье

    Фамилия, имя, отчество ребенка.

    Год рождения (возраст)

    Посещение группы детского сада или класса школы

    II. Особенности психического развития ребенка

    Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость. Отвлечение и колебание внимания. Рассеянность и ее причины.Внимание и работоспособность.

    Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность),узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность,последовательность). Забывание(частичное,глубокое,ситуативное).

    Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).

    Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.

    Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.

    Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.

    Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

    Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.

    Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).

    Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.

    Нарушение мышления.

    III. Обследование личностных особенностей

    1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств.

    Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.

    2.Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент.

    Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении.

    3.Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различныхвидов деятельности: игровой, учебной, трудовой.Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности.

    Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.

    Перечень методик психологического обследования

    Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций

    Корректурная проба.

    Счет по Крепелину.

    Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

    Пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте («Красно-черная таблица).

    Методики для исследования восприятия

    Методика «Компасы».

    Методика «Часы».

    Методика изучения восприятия времени.

    Методики для исследования памяти

    1. Тест зрительной и слуховой памяти.

    2. Пробы на запоминание:

    На запоминание искусственных звукосочетаний;

    на запоминание 10 слов;

    на ассоциативную память.

    3.Метод пиктограмм (по А.Р.Лурия).

    Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

    Понимание рассказов.

    Понимание сюжетных картин.

    Установление последовательности событий.

    Классификация.

    Исключение.

    Выделение существенных признаков.

    Образование аналогий.

    Выделение закономерностей.

    Определение и сравнение понятий.

    Понимание переносного смысла пословиц и метафор.

    Пиктограммы.

    Подбор слов-антонимов.

    Психометрические методы исследования интеллекта

    Методика Векслера.

    Таблицы Равена.

    Методики для исследования личностных особенностей

    Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

    Личностные опросники (Айзенк, Кеттел, MMPI, Шмишек, Кейрси, Личко, Русалов, Басса-Дарки).

    Шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлор.

    Опросник САН.

    Проективные методы исследования личности

    Тест фрустрации Розенцвейга.

    Метод незаконченных предложений.

    «Дом, дерево, человек».

    «Несуществующее животное».

    «Рисунок семьи».

    «Автопортрет».

    Цветовой тест Люшера.

    Программа работы психолога

    Работа практического психолога, прежде всего, направлена на оказание психологической помощи детям и их родителям при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, с межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей, которые проявляются в тревоге, астенизации или депрессии, что негативно влияет на психическое развитие.

    Психокоррекция осуществляется в несколько этапов:

    I. Выяснение проблемных ситуаций ребенка, родителей, семьи.

    II. Разработка программ и планов изучения личности ребенка в проблемных ситуациях.

    имитационно-игровые методы (сюжетно-ролевые игры, деловые игры, игротерапия, сказкотерапия и др.);

    невербальные методы психокоррекции с элементами: арттерапии, музыкотерапии, хореографии, пантомимы;

    методы групповой поведенческой психокоррекции (тренинг формирования навыков и умений поведенияв группе);

    суггестивные методы (сеансы групповой релаксациии аутогенного тренинга).

    Использование тех или иных методов и техник психокоррекции должно быть строго дифференцировано в зависимости от индивидуально-личностных свойств и качеств исследуемого.

    Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей

    Школу можно назвать первой моделью социума, с которой приходится сталкиваться, выходя из семейного круга, ребенку, которая ставит перед ним огромный ряд задач развития, в том числе таких...

    Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

    Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному...

    Изучение лиц с нарушениями речи

    Также необходимо дать общую психологическую характеристику детей с нарушениями речи в зависимости от различных функций мозга...

    Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта

    В дошкольном возрасте ведущая деятельность - игровая. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки. С помощью игр, представленных ниже...

    Методики исследования мышления и интеллекта

    Тест Векслера Для диагностики умственного развития учащихся младших классов может быть применен тест Д. Векслера и тест Дж. Равена. Тест Векслера необычайно популярен во многих странах мира, поэтому рассмотрим его подробнее. В 1939 г...

    Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    В ходе изучения детей дошкольного возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме...

    Особенности развития детей с нарушениями слуха

    Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно...

    Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха

    Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Ф. Матвеев, Л.М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том...

    Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения

    Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства...

    Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н.Г. Морозова)...

    Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта

    Психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока: · адаптация ребенка к имеющемуся дефекту; · обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком...

    Психологические особенности мышления у детей среднего дошкольного возраста

    Мышление -- опосредованное, обобщенное отражение существенных, чаще всего не лежащих на поверхности (скрытых)...

    Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка

    Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики...

    Развитие воображения у детей с нарушениями слуха

    У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления...