Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе

На вопрос Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран под заданный автором Опрос лучший ответ это Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе. .
Новые реальности, формирование гyманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.
Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ocлабило влияние римско-католической церкви на светских гocyдaрей. Лишь в 1377гг. благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию ХI удалось вернуть резиденцию главы цepкви в Рим. Однако после eгo смерти в 1377г. французские епископы избрали своею папу, а итальянские - cвoeгo. Церковный собор, созванный в 1409г. низложил обоих пап и избрал свoeгo кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы, Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г. значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.
В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникпо движение за создание национальной церкви с более дeмокpaтичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ocнователь этого движения, профессор Пражскою университета Ян Тус (1З71-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако eгo последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1З60-14ЗО) , поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных гpexoв. Их требования широко подцержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.
В 1420- 1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гyситов, объявленных ими еретиками. Однако кpeстоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гyситов нaносили контрудары по территории Венгpии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на сушествование в Чехии церкви с ocoбым порядком службы.
Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Haиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена aвгycтинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (148З-1546). Он выступил против продажи индульгций, т. е. отпущения гpexoв за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.
Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.
В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг. в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил eгo. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.
В 1524- 1525гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, иepковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.
Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из eгo дyховных лидеров Т. Мюнцер (1490- 1525), путь к этому иарству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства.

Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

Ответы:

Лютеранство отрицает возможность посредничества между человеком и Господом. Согласно этому учению только покаяние и вера могут спасти душу человека. При этом духовенству отводиться только роль советника в толковании священных текстов, но решать для себя верующий всё равно должен сам. Лютеранство выступило против роскоши церкви, монашеского движения и свело к минимуму число церковных таинств. Цвинглианство пошло ещё дальше. Оно стремилось очистить веру от всего, что не находит подтверждения в Новом Завете. Потому, в частности, оно отрицало церковные таинства как таковые – они не описаны ни в одной из книг Священного Писания. Кальвинизм также выступил против монашества, роскоши церкви, лишних таинств и роли духовенства как посредника в разговоре человека с Богом. Однако кальвинизм больше вниманию уделяет предопределению человека. Идущая ещё от Августина Блаженного тема предопределения в христианстве выразилась в полной мере в этом учении. Согласно нему изначально предопределено, кому уготован рай, кому – ад. Человек не знает своего предназначения, но Бог даёт ему подсказки, например, в виде успеха в делах. Кальвинизм одобряет деловую активность, как и любой труд, считая его богоугодным делом. Грехом наоборот считается праздность, как у монахов. Монархи часто поддерживали протестантизм, чтобы ослабить папу римского или другого монарха, боровшегося с протестантами. Важным стимулом было также изъятие церковных земель и другого имущества, которое переходило к светским властям. Иногда играли роль и другие мотивы. Например, Генриха VIII Английского привлекла идея самому стать главой новой церкви. Кроме всего прочего, он не видел другого способа расторгнуть свой брак, к чему очень стремился.


1 вариант.

Византийская империя образовалась на:
А) всей территории Римской империи;
Б) территории Восточной Римской империи;
В) территории Западной Римской империи;

Крестьянин
А) не имел ни земли, ни собственного хозяйства, ни орудий труда;
Б) имел свою землю, собственное хозяйство, орудия труда;
В) находился в полной зависимости от феодала, который мог его купить, продать, жестоко наказать и убить;
Г) находился в зависимости от феодала, однако власть феодала была над ним неполной; феодал мог продать его вместе с землей, жестоко наказать, но не имел права убивать его.

Города в Западной Европе возникли в результате
А) возрождения культурных традиций античного мира;
Б) борьбы между феодалами и зависимыми крестьянами;
В) отделения ремесла от земледелия;
Г) отделения земледелия от скотоводства;
Д) деятельности королей и феодалов, стремившихся к укреплению личной власти.

Средневековые цехи
А) способствовали развитию ремесла;
Б) гарантировали переход подмастерьев в мастера;
В) вели к усилению неравенства среди ремесленников;
Г) обеспечивали насколько это возможно, одинаковые для всех мастеров условия производства и продажи продукции;
Д) вели к ослаблению городского самоуправления;
Е) к концу средневековья стали тормозить развитие техники.

Гуманизм –это:
А) новая наука о человеке;
Б) новое религиозное учение;
В) вид искусства;
Г) направление развития культуры, в центре внимания которого человек.

Началом реформации в Германии были:
А) съезд князей, представителей рыцарей и городов в г.Вормсе;
Б) выступление Томаса Мюнцера в 1517 г. с призывом уничтожить феодальные порядки;
В) выступление Мартина Лютера против торговли индульгенциями.

Франкская империя распалась на отдельные государства:
А) в 1000 г.
Б) в 962 г.
В) в 843 г.

8. Римский папа Григорий VII известен тем, что:
А) организовал первый крестовый поход;
Б) провозгласил право пап низлагать императоров;
В) всячески стремился примирить римскую и православную церковь;
Г) стремился подчинить своей власти всех государей Европы;
Д) сломил сопротивление германского короля Генриха IV.

Крестовые походы закончились:
А) потерей всех владений крестоносцев в мусульманских странах;
Б) созданием новых государств крестоносцев на Востоке;
В) захватом всех арабских государств и обращением значительной части арабского населения в христианство;
Г) полным поражением крестоносцев и переходом многих участников крестовых походов в мусульманскую веру.

В XIII – XIV вв. Чехия:
А) была самостоятельным государством;
Б) входила в состав Священной Римской империи;
В) входила в состав Османской империи;

Характерные черты развитого феодализма:
А) ремесло отделяется от земледелия;
Б) усиливается обмен между городом и деревней;
В) крестьяне освобождаются от феодальной зависимости;
Г) усиливается феодальная раздробленность;
Д) усиливается королевская власть и ликвидируется феодальная раздробленность;
Е) ослабевает классовая борьба;
Ж) усиливается классовая борьба;
З) уменьшается влияние церкви на государственные дела;
И) разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений.

2. Ответьте на вопросы:
Что такое Реформация? Охарактеризуйте основные вероучения эпохи Реформации.
В чем состояли характерные черты абсолютизма? Какие предпосылки усиления центральной власти сложились в странах Западной Европы?
Перечислите Великие географические открытия.

Контрольная работа по теме: «Европа и Азия в V-XVII вв.»
2 вариант.
1. Выберите правильный ответ(ы):
Ранним средневековьем называют период с:
А) III - X вв.
Б) IV – XI вв.
В) V- XII вв.
Г) V – XI вв.
Д) VI – X вв.

Цех – это:
А) объединение учеников и подмастерьев одного города;
Б) объединение учеников и подмастерьев одной специальности;
В) союз ремесленников, проживающих в одном городе;
Г) союз ремесленников одной специальности, проживающих в одной стране;
Д) союз мастеров-ремесленников одной специальности, проживающих в одном городе.

Разделение христианской церкви на православную и католическую произошло:
А) 986 г.
Б) 1044 г.
В) 1147 г.
Г) 1054 г.
Д) 1225 г.

Труд на мануфактурах был производительнее труда в мастерской ремесленника, потому что:
А) рабочие на мануфактуре трудились под страхом наказания;
Б) на мануфактуре применялись машины;
В) рабочие мануфактуры зарабатывали больше, чем ремесленники;
Г) на мануфактуре применялось разделение труда между работниками.

Мартин Лютер – это
А) мелкий рыцарь;
Б) крупный ученый средневековья;
В) странствующий монах;
Г) известный врач и путешественник;
Д) ученый монах, профессор университета, основоположник реформации в Германии.

Возрождение –это;
А) восстановление католической церковью утраченных позиций;
Б) период и процесс возникновения совершенно новой культуры;
В) период и процесс восстановления культурных традиций античности;
Г) усиление власти буржуазии;
Д) период временного укрепления феодального строя.

Причины распада раннефеодальных государств состояли:
А) в зависимости феодалов от короля;
Б) в независимости феодалов от короля;
В) в войнах между феодалами.

Проверь состав феодальной лестницы и запиши ее правильно:
А) рыцари;
Б) крестьяне;
В) король;
Г) бароны;
Д) графы и герцоги.

Жакерия –это:
А) религиозное движение;
Б) крестьянское восстание, вызванное увеличением платежей и бедствиями народа;
В) народное движение за освобождение Франции от англичан;
Г) война между двумя группировками феодалов во Франции.

Ян Гус –это:
А) крупный чешский феодал;
Б) обедневший чешский рыцарь;
В) сельский священник;
Г) католический монах;
Д) профессор Пражского университета.

2. Ответьте на вопросы:
Какие типы мануфактур вы знаете? В Чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями средневековья?
Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
Перечислите основные органы сословного представительства в странах Западной Европы.


Приложенные файлы

Гипермаркет знаний >>История >>История 10 класс >>История:Западная Европа: новый этап развития

Западная Европа: новый этап развития

В ХV, а особенно в ХVI веке облик большинства eвpoпейских стран претерпел значительные изменения. Они были вызваны развитием мануфактурного производства, изменениями в социальной и политической жизни. Произошла духовная революция , связанная с эпохой Возрождения и Реформацией. Эти перемены подготовили почву для буржуазных революций, промышленного переворота. Не случайно позднее Средневековье, когда на жизни европейских народов стали сказываться качественно новые реальности, часто характеризуется как раннее Новое время.

Переход к мануфактурному пронзводству

Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе ) содействовало быстрому росту торгового капитала. Крупные акционерные компании, такие, как Ост- Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели не только торговый флот, но и снаряжали военные экспедиции. Торговля требовала создания системы банковcкoгo кредита, операций с акциями торговых компаний, векселями, безналичными платежами, услуг по переводу и размену денег. Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя. Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие банковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монapхов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на откуп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.

Стремясь расширить масштабы своих операций, тopгoвыe компании вкладывали средства в развитие производства. Eгo цеховая opгaнизация, хотя она сохранялась еще около двух веков, в значительной мере изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подмастерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла препятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.

Несмотря на то что в этих условиях технический прогpесс развивался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции.

В ХV веке вместо традиционного гopнa стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а кaменный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило eгo качество, были созданы новые сплавы. Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовepшенствованы водяные и ветряные мельницы. В гopном деле стали при меняться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. глубина шахт и штолен измерялась теперь сотнями метров.

Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книгопечатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (1З99-1468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Европы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс, наименований книг. С изобретением механических (пружинных) часов стала развиваться часовая промышленность.

Hoвые, более производительные технологии появились в традиционных для Европы текстильном и стекольном производствах. Новое, мануфактурное, производство частично поглощало прежнее, цеховое, частично вытесняло eгo.

Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфактуры. Topгoвыe дома, стремясь обойти цеховые огpаничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по гoродским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о закупке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Taкoгo типа мануфактуры преобладали в текстильной промышленности.

Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера. а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя.

Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у отдельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфактуры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.

Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества.

Bo-пepвыx , увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренногo развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стремились заменить повинности крестьян -арендаторов денежным оброком. В условиях, кoгдa мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тexнические культуры и овцеводство.

В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемогo огораживания. Лендлорды сгоняли apeндaторов с земель. Общинные земли по решению парламента отводились под пастбища. Земельные наделы мелких собственников скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товapнoгo производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Aнглии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей».

Bo-втopыx , происходили изменения в социальной структуре общества, Возросла значимость предпринимателей - банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих - ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под

пастбища, Население Европы с 1500 по 1600 г. возросло почти вдвое - с 80- 100 млн, до 180 млн. человек. Особенно быстро развивались города. В крупнейших из них (Антверпене, Брюсселе, Гамбурге, Лионе, Лиссабоне, Лондоне, Неаполе, Париже, Праге, Риме, Флоренции, Севилье и др.) численность жителей превысила 100 тыс.человек.

Все это обострило проблему сельской и особенно городской бедноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жизненных благ людей. В Лондоне начала ХVII века около 1/4 населения составляли неимущие, не имеющие работы.

B-тpeтьиx , развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных eврепейских государств. Одновременно начало развиваться разделение труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгpии. Центрами Meталлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изделий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия.


Эпоха Возрождения

Перемены в кругозоре и характере деятельности европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание и отношение к окружающей действительности.

Взгляд на жизнь большинства людей классического Средневековья определялся в основном рутиной повседневности. Жизненный путь, кругозор каждого человека был связан с eгo сословным происхождением, профессией родителей. Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было нeмнoгo, в их число входили служители церкви, интересы которых огpаничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.

Развитие новой, светской, культуры не случайно началось в Италии в XIV - XV вв. В ее крупных городах возросло значение тopгoвли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка гpaмотных, образованных людей, не связанных с церковью. Наступающее время порождало новых гepoeв - людей предприимчивых, инициативных, не боящихся риска, приключений, связанных с торговлей, вложением капиталов, путешествиями в заморские страны.

Эпохой Возрождения (Ренессанса) принято считать время. Koгдa возникший интерес к личности человека, eгo ндивидуальности, eгo свершениям реализовался в обращении к духовной культуре и искусству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности, ранее забытые и погpебенные под руинами дворцов римской знати и языческих храмов, стали вызывать восхищение. Складывается представление, в значительной мере иллюзорное, что античная эпоха была временем гepoeв, расцвета культуры и торжества человеческого гения. Многие художники, скульпторы, писатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.

В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей - Данте Алигьери (1265-1321), Франчески Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1З40-1400) и дpaмaтypг У. Шекспир (1564-1616), в Нидерландах - Э. Роттердамский (1466-15З6), во Франции - Ф. Рабле (1494-1553).

При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде вceгo новый облик гepoeв их произведений - людей не обязательно знатногo происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремления, познать окружающий мир во всем eгo многообразии. Heредко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тepмин «гyманизм», который первоначально означал не «человеколюбие», а «изучение человека».

Обращение к человеку, красоте человеческогo тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения - С. Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (148З-1520).

Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе

Новые реальности, формирование гyманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ocлабило влияние римско-католической церкви на светских гocyдaрей. Лишь в 1377гг. благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию ХI удалось вернуть резиденцию главы цepкви в Рим. Однако после eгo смерти в 1377г. французские епископы избрали своею папу, а итальянские - cвoeгo. Церковный собор, созванный в 1409г. низложил обоих пап и избрал свoeгo кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы, Схизма, т. е.раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г. значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Римской империи , возникпо движение за создание национальной церкви с более дeмокpaтичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ocнователь этого движения, профессор Пражскою университета Ян Тус (1З71-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако eгo последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1З60-14ЗО), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных гpexoв. Их требования широко подцержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420- 1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гyситов, объявленных ими еретиками. Однако кpeстоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гyситов нaносили контрудары по территории Венгpии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на сушествование в Чехии церкви с ocoбым порядком службы.

Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Haиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена aвгycтинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М.Лютера (148З-1546). Он выступил против продажи индульгций, т.е. отпущения гpexoв за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг. в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил eгo. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524- 1525гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, иepковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из eгo дyховных лидеров Т. Мюнцер (1490- 1525), путь к этому иарству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, peформа церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгpомили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс, крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстаюм новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват иерковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными, В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, тoгo и вера». Ею поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии, Швейцарский реформатор церкви. Bыходец из Франции Жан Калъвuн (1509-1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей., Согласно eгo взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более тoгo, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека.

Так, в Женеве, приняв шей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509- 1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Aнглии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. 3акрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства coблюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов. Oснованный Итатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, eгo члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации.

Созванный в 1545г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение свoeгo влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского aстронома Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению eгo последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.


Вопросы и задания

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?
З. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.
4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

Ответы:

католицизм, протестанство, кальвинизм. Общее - христианская вера, разница в обрядах и некоторых догматах. Протестанты хотели очистить церковь от стяжательства и мирской власти, стремились к упрощению обрядов и отрицали власть Папы Римского. Кальвинисты - наиболее радикальное крыло протестантов

Похожие вопросы

  • Каменный уголь,каменная соль,нефть,песок,глина. какие из перечисленных полезных ископаемых образуются и добываются в воде,в недрах земли и на поверхности земли? Очень надо, помогите!!!
  • Как в зависимости от произношения меняется значение слова? Приведите пример любого слова произношение которого зависит от интонации (3 - 6 слов)
  • момент силы вычисляется по формуле: А)M=F*(d1/d2) Б)M= F*d В)M=F/d Г)M=F*(d2/d1)
  • на горение фосфора израсходовалось 0,5 моль кислорода. определить массу образовавшегося оксида
  • Сумма двух натуральных чисел равна 3243. Если к меньшему числу приписать справа цифру 1, а во втором числе отбросить последнюю цифру 1, то полученные числа будут равны. Найдите произведение цифр меньшего числа.
  • 3 персика, 2 груши и яблоко вместе весят 650 г, а 2 персика, 3 груши и 4 яблока вместе весят 850 г. Сколько весят персик, груша и яблоко вместе? Дайте ответ в грамм
  • РЕШИТЕ ЗАДАЧУ ЛИНЕЙНЫМ УРАВНЕНИЕМ, ДАЮ 100БАЛЛОВ!!! В 2007 г. в Жамбылской области произведено 302433,231т сахара, что составило 77,1% от массы сахара, который произвели в нашей республике. Сколько тонн сахара произвели в нашей республике в 2007году?
  • Если бы ученик купил 12 тетрадей, то у него осталось бы 8 рублей. На 15 тетрадей у него не хватает 10 рублей. Сколько у него было денег? Дайте ответ в рублях.