Опыт и предмет педагогики. Объект, предмет и функции педагогики

Стоит сказать, что каждая наука имеет ϲʙᴏй объект исследования. Под объектом науки понимается та или иная часть действительности, материальной, идеальной или социальной, на кᴏᴛᴏᴩую направлен интерес ученого. Так, физика изучает природу в целом, биология — живую природу, антропология исследует особенности человека как уникальной части живой природы, а социология рассматривает связи, взаимоотношения людей друг с другом.

Объектом педагогики будет одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает развитие, совершенствование человека. В случае если, скажем, экономическая наука исследует коммуникации между людьми, складывающиеся в процессе производства ими материальных благ, а культурология изучает процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без чего невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, поскольку именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником. Педагогом стали называть человека, кᴏᴛᴏᴩый на базе ϶ᴛᴏй науки вводит ребенка в жизнь таким образом, ɥᴛᴏбы дальше он шел сам.

Появившись вместе с человеком и человеческим обществом, сфера педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, обнаружила тенденцию к усложнению ϲʙᴏего содержания и форм. В случае если первоначально она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере усиления форм активности человека и расширения его познаний, с переходом от собирательной к производящей экономике, появлением земледелия, ремесла, торговли, и образование превратилось в специализированную область, стало особой профессией.

Характер ϶ᴛᴏй деятельности помогает уяснить лингвистический анализ терминов «педагогика», «образование».

В греческом языке образование выражалось еще одним словом «пайдейа», обозначавшим взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию ϲʙᴏей сущности сообразно собственной природе. Философ Фалес (624-547 до н.э.) сравнивал образование человека с выращиванием винограда.

В латинском языке слово «культура» также переводится как взращивание, вскармливание, культивирование людей в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их природой в их собственных интересах и на благо обществу; термины «образование» и «культура» оказываются очень близкими по смыслу.

Этот главный смысл слов «педагогика», «образование» сохранился и в современных европейских языках.

Так, в английском языке слова« eclucatio » и« cul tus » могут быть использованы как однозначные и переводятся как «вскармливание», «взращивание».

В немецком языке слово «Bildung » в исходном ϲʙᴏем смысле означает «построение», «создание».

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что по общему смыслу педагогическая, образовательная деятельность — ϶ᴛᴏ специфический социальный процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого происходит формирование, по сути дела, создание нового человека , его второе рождение.

Предмет педагогики

Под предметом той или иной науки понимается некᴏᴛᴏᴩая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности.
Эти размышления никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и по϶ᴛᴏму всегда исключительно в той или иной степени ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм понадобился и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Из совокупности данных размышлений и сформировалась уже в Древнем мире особая отрасль знаний, существовавшая сначала в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем, к Новому времени, превратившаяся в самостоятельную науку.

Сегодня предмет педагогической пауки определяют как совокупность размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей будет не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки направлены прежде всего на решение ряда трудных вопросов, ее «вечных проблем».

В первую очередь, ϶ᴛᴏ проблема определения целей образовательной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Целеполагание, как известно, будет задачей первостепенной важности для любой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для корабля, не имеющего пристани, говорил римский философ Сенека, никакой ветер не будет попутным. Трудность решения ϶ᴛᴏй задачи связана с тем, что каждая историческая эпоха в развитии народов, государств отменяет одни и выдвигает перед людьми другие социальные цели. Хотя за последнее столетие цели социального развития нашей страны менялись несколько раз, с полной ясностью они не определены еше и до сих пор. Между тем без ответа на вопрос, для чего мы воспитываем людей, во имя каких целей, идеалов образовательная деятельность не может быть эффективной Но любая цель может быть выполнена только в том случае, если она будет реальной, если она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует действительным возможностям.

По϶ᴛᴏму еще одна важная проблема педагогической науки состоит в исследовании человеческих возможностей, природы человека. В случае если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский , то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

И хотя узнать человека в полной мере не удалось до сих пор никому, тем не менее общепризнано, что искать разгадку тайны человеческой природы следует в его внутреннем мире, в его душе, в сфере его психики. По϶ᴛᴏму представляется очевидным, что уяснение уникальности человека возможно только на базе укрепления связей педагогики с психологией, только путем «психологизации» педагогической науки и практики. Иначе говоря, педагогика, опираясь на психологию, должна четко ответить на вопрос: кого учить? Сложность ответа на ϶ᴛᴏт вопрос состоит по сути в том, что природа людей не только устойчива, но и весьма динамична, она непрерывно меняется вместе с изменением окружающей природной и социальной среды, в связи с чем в каждый данный момент образовательная система оказывается в результате данных изменений перед лицом совершенно новых задач в связи появлением нового «человеческого материала».

Только на базе выяснения данных двух проблем может быть удовлетворительно решена и третья: проблема конкретного содержания образовательной деятельности в виде набора тех или иных учебных предметов, разработки учебных планов и программ, кᴏᴛᴏᴩые должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать как целям, так и конкретным условиям обучения, прежде всего составу обучаемых. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что еше одной важной проблемой педагогической науки и практики будет ответ на вопрос: чему учить?

Наконец, педагогика должна ответить и на вопрос: как учить, т.е. определить, какие именно методы, приемы, технологии образовательной деятельности наиболее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют поставленным целям, установленному содержанию обучения и наличному составу учащихся.

Для осмысления ϲʙᴏего предмета, разрешения указанных проблем педагогическая наука разрабатывает специальный инструментарий в виде совокупности специальных понятий. Каковы же данные основные понятия или категории?

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Педагогика принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Предмет и объект педагогики") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Педагогика в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Педагогика, 2015. Предмет и объект педагогики.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т. п.)составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции). представители первой из них считают, что педагогика - меж - дисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика - лишь прикладная часть психологии, ее "практическое приложение". Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно -воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном , или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Определение 1

Буквально «пайдагогос» (греч.) обозначает «детоводитель». Оно появилось от существительного «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»).

В Древней Греции учителем называли раба, который вел ребенка своего господина в школу. Понемногу слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле, а именно как умение «вести ребенка по жизни» – наставлять, воспитывать и учить. С накоплением знаний появилась особая дисциплина об образовании детей.Педагогика становится наукой об обучении и воспитании детей. В теории так же совершился переход от определенных фактов к более полным случаям. Такое понимание педагогики держится примерно до середины XX века. Только за последние десятилетия пришли к пониманию того, что как дети, так и взрослые нуждаются в высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и к тому же сравнительно полное объяснение новейшей педагогики звучит так:

Определение 2

«Педагогика – это учение о воспитании человека».

Термин «воспитание» здесь используется в самом широком значении, заключая в себя образование, обучение и развитие. Педагогику можно представить как учение о правильности обучения детей, об управлении его развития согласно потребностям общества.

Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Предмет – это то, что меняется в деятельности. Установленная группа означает некое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира. Главное различие предмета от объекта заключается в выделении свойств и признаков.

Определение предмета педагогики трактую по-разному. Например, П.И. Пидкасистый рассматривает предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую осуществляют в учебно-воспитательных организациях. По словам И.Ф. Харламова – обучение индивида, это особенная деятельность общества. Согласно В.А. Андрееву, предметом педагогики является единая система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого самообразования человека. Б.С. Гершунский уверен, что это не только работа, связанная с непосредственной деятельностью педагога-практика с учащимися, но и работа научно-экспериментального и руководящего характера. В.В. Краевский полагал, что предметом педагогической науки является построение отношений, которые появляются в педагогической деятельности.

Каждое поколение людей решает следующие важные задачи – изучить опыт предшествующих поколений, обогатить, увеличить и в конце, предоставить его последующим поколениям. А более точное изложение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии – процесс исследования психологических законов обучения и воспитания – как со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто создает это обучение и воспитание.

Раскрывая понятие «предмет педагогической науки», следует затронуть ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений действительности.

Рисунок 1. Предмет педагогической науки

Становление человека – это процесс развития его личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых общественных и природных факторов.

Обучение в обширном толковании представляет из себя целевой процесс развития умственных способностей, физических и религиозных сил личности, подготовленных ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание, исходя из короткого определения - это регулярное и направленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью создания у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование – процесс и результат изучения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе подходящего уровня формирования личности. Воспитание получают в основном процессе обучения в учебных заведениях, руководят процессом обучения профессиональные педагоги. Тем не менее, большую роль играет самообразование, то есть самостоятельное приобретение знаний.

Определение 3

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика осваивает и вырабатывает принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций. Эта отрасль педагогических знаний разрабатывает основные законы обучения и воспитания. Составляющими пунктами общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы подготавливает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает вопросы перевоспитания осужденных.

Объект педагогической науки

Объектом педагогики является одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает формирование, развитие человека.

Педагогика рассматривает процесс усовершенствования личности основываясь на собранный людьми социальный опыта, без которого немыслимо любое производство, будь то материальное, будь то духовное, так как именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Создаваясь вместе с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как иные сферы социальной деятельности, выявила склонность к осложнению своего содержания и форм. Если раньше, она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере увеличения форм активности человека и раскрытие его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли. Образование переходит в специализированную область и становиться особой профессией.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, человека, как особая функция общества; , обеспечивающие развитие человека.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ" в других словарях:

    ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ - объективные законы процесса воспитания, органически связанные с законом развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического… … Профессиональное образование. Словарь

    Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека как особая функция общества …

    объект и предмет педагогики - pedagogikos objektas ir dalykas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Tai, ką tiria pedagogikos mokslas. Šiuo metu vyrauja du požiūriai į pedagogikos objektą. Juo laikoma: 1) augančioji karta, 2) žmogus. Nepertraukiamojo ugdymo šalininkai teigia … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Предмет социальной педагогики - социально педагогическая деятельность, направленная на оптимизацию социального формирования личности человека,решение социально педагогической проблемы (социально педагогических проблем) в естественных или специальных условиях среды … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ - область науки, изучающая историч. развитие образовательной практики и пед. знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. проблемами образования и пед. наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории… …

    История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии,… … Педагогический терминологический словарь

    Отрасли педагогики - Систематизация пед. знания возможна по разл. основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы П. по отд. аспектам пед. исследования и пед. процесса. Методология П. изучает методы, методику и технику пед.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Педагогика - См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

    Педагог

    Педагог высшей школы - Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия

Книги

  • , Рудольф Штейнер. "Что такое человек?" - этим вопросом в глубине души задаются многие. Ответ на него составляет предмет предлагаемых лекций основоположника антропософии Р. Штейнера. Фундаментальное обзорное… Купить за 512 руб
  • Общее учение о человеке как основа педагогики , Штейнер Р.. "Что такое человек?" -этим вопросом в глубине души задаются многие. Ответ на него составляет предмет предлагаемых лекций основоположника антропософии Р. Штейнера. Фундаментальное обзорное…

Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.

Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.

Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предмет педагогики

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Объект педагогики

А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

4) методы воспитания.

Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;