Серебряный век. Русская поэзия XX века

Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Цель: С помощью сопоставления различных течений и анализа стихотворений, принадлежащим к разным литературным направлениям, выявить сходства и различия в идеях, взглядах и целях их представителей. Актуальность темы: актуальность темы «Серебряный век русской литературы» обусловлена большим интересом к данной теме, а также ее недостаточной разработанностью. Проблема: Восприятие художественных открытий XIX столетия деятелями искусства последующих эпох. Русская поэзия серебряного века


Важным духовным явлением "серебряного века" стал русский модернизм. Модернизм (от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью, отвлечённостью стиля. В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение ДЕКАДЕНСТВО (от франц. decadence- упадок)- течение в литературе и искусстве конца, характерными чертами которого обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, отрыв от реальности, поэтика искусства для искусства, падение ценности содержания, преобладание формы. Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Это явление рубежа 80-х 90-х годов XIX века, а конец может быть отнесён и к 1917, и 1921 году.




Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: отечественная поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского. французский символизм поэзия Поля Верлена, Шарля Бодлера. Признаки символизма: -Символ как главное средство передать тайный смысл -Многозначность символов -Особая музыкальность стиха -Эгоцентризм поэтического «Я» («Я»-в центре всего) -«Двоемирие» -Поэзия символизма- выражение движений души поэта


Два основных этапа символизма - Петербургские символисты: Д.С. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. - Московские символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт. - А. Блок, А. Белый, в. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Высшая задача искусства – создание вселенского духовного организма, изображения предмета и явления в свете будущего мира. Старшие символистыМладшие символисты «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. Поэт прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.


Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы (1904 – 1909). Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов. Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион». В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. В. Брюсов А. Белый «Весы»


Бальмонт- один из самых знаменитых поэтов России начала XX века Творчество К. Бальмонта Особенности поэзии Бальмонта 1. Культ мгновения 2. Важность чувств в определенный момент 3. Тема вечного движения к истине 4. Тема света, победа света над тьмой 5. Космический мотив: поэт-избранник бога 6. Философский смысл: каждый человек стремится возвыситься над реальностью 7. Контраст- стержень композиции 8. Звуковые, лексические, морфологические повторы 10. Использование символов 9. Обилие глаголов


Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Земля (Реальный мир) Тьма, тени Ночь-забвение, смерть «внизу уснувшая земля» Небо (ирреальный мир) Мечта, звуки вдали Свет, сиянье Поэт-избранник бога Лирический герой покидает привычный земной мир, ищет новые ощущения. К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени»


Футуризм общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг. XX в., зародившихся в Италии и России. Период расцвета а России: Поэты-футуристы: Сергей Бобров, Василий Каменский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский. Сергей Третьяков, Идея футуристов: «Ежегодно плевать на алтарь искусства.», т.е они выступали за построение нового искусства. Основные признаки футуризма: - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; - отрицание культурных традиций; - бунт против привычных норм стихотворной речи, ритмики, рифмы; - эксперименты по созданию «заумного языка» ; - пафос эпатажа.


Поэтические объединения «Мезонин поэзии»«Центрифуга»«ЛЕФ» Год создания: 1914 ; Представители: С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич; Деятельность группы началась с создания издательства «Лирика», в котором вышли первые книги центрифуги; Теории участников «Центрифуги»: при построении лирического стихотворения центром внимания являлось не слово, а интонационные и синтаксические структуры. Год создания: 1913 ; Представители: В. Шершеневич, Р.Ивнев, С. Третьяков; Самостоятельной теоретической базы не имели, публиковались в петербургских изданиях.; Свое отношение к родоначальникам футуризма выражали через критические выступления. Год создания: 1918 ; Представители: Б. Арватов, Ою. Брик, В. Каменский, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак; Деятельность группы началась с создания в 1918 году газеты «Искусство коммуны», а в начале 1923 года группа преобразовывается в объединение ЛЕФ; Теория участников: искусство как «жизнестроение», а также теорию «революции формы».


1. «Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта.» С.Авдеев. 2. Эгофутуризм- это разновидность русского футуризма, выросшая не из творческого содружеством единомышленников, а индивидуального изобретения Игоря Северянина. 3. История эгофутуризма была слишком коротка(с 1911 до начала 1914 года) год- в Петербурге основывается кружок «Ego», в переводе с латыни означающее «Я- будущее». 5. Лозунги эгофутуризма: a)Душа- единственная истина; b)Самоутверждение личности; c)Поиск нового без отвергания старого; d)Осмысленные неологизмы; e)Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы; f) Борьба со «стереотипами».


Основоположником эгофутуризма является Игорь Северянин. «Всероссийская пресса подняла вой и, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!» Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Особенность поэзии Северянина: Особый стиль; Переплетение мищюрного блеска светской жизни с экзотическими атрибутами; Ложная красивость, манерная вычурность стихотворений; Смелые образы; Сочетание книжного и разговорного стилей; Напевность, звучность. Легкость стиха; Свежесть, смелость и гармоничность рифм.


«Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова вот мое отношение к слову». Одним из основоположников кубофутуризма является Велимир Хлебников. Особенности поэзии Хлебникова: использует образы и темы из различных сфер жизни; отказывается от сюжета; экспериментирует в создании нового языка(звук несет определенный смысл); Создал «грядущий мировой язык»; Отказ от знаков препинания.


Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем - то норвежском! Весь я в чем - то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто - то здесь зацелован! Там кого - то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью - Йорка - на Марс! И. Северянин (1915)Содержание Реальный мир «Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Там кого-то побили! Я трагедию жизни…» Лирический герой «Я трагедию жизни претворю в грезофарс! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! » Мир мечты «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…. Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! » Форма Лексика Авторские неологизмы. Стрекот, беги, ветропросвист… Синтаксис Восклицательные предложения. Назывные предложения. «Весь я в чем-то норвежском! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! » «Стрекот аэропланов! Ананасы в шампанском! »


Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! «Заклятье смехом» Смехачи, усмеяльно, смехами Авторские неологизмы:смехачи, иссмейся… «Смейево, Смейево! Интонационная техника стиха. Создание от одного словесного корня «смех» множества однокоренных неологизмов.


«Пощечина общественному вкусу.» 1. Кубофутуризм- направление в искусстве, стремившееся соединить принципы кубизма и футуризма; 2. Основано в 1908 году; 3. Первый совместный сборник- «Гилея»; 4. Манифест: отказ от искусства; прошлого. 5. Особое значение придавали слову. В статье «Слово как таковое» были приведены строки: Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз «В этом пятистишии более русского, чем во всей поэзии Пушкина»,- утверждал А. Крученых. 6. Результатом деятельности кубофутуристов было создание теории «заумного языка».


Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира Поэты-акмеисты Ахматова Анна Гумилев НиколайГумилев Николай, Городецкий СергейГородецкий Сергей Зенкевич МихаилЗенкевич Михаил Иванов ГеоргийИванов Георгий Кривич ВалентинКривич Валентин Лозинский МихаилЛозинский Михаил Мандельштам ОсипМандельштам Осип Нарбут ВладимирНарбут Владимир Шилейко Владимир


«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей». Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий.


Африканская тема у Гумилева Судьба поэта и писателя Николая Гумилева оказалась тесно связана с Африкой. Несколько посещений этого материка оставили неизгладимый след в его мироощущении. Первая книга «Путь конквистадоров» (африканских стихов нет совсем) Вторая книга «Романтические цветы» Третья книга «Жемчуга» (ощущение Африки) нейтральная зона Африка, африканские религии- часть вселенского равновесия. Вновь срастутся былые части И опять изведают счастье. («Дамара») Различные стороны Африки Гумилёва Завтра мы встретимся и узнаем, Кому быть властителем этих мест; Им помогает чёрный камень, Нам золотой нательный крест.


Африка-райАфрика-ад «Земной рай» Серость, банальность («Вероятно, в жизни предыдущей...») Африка-Бог О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы. («Вступление») Райский сад, райские создания, рай Садовод всемогущего Бога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая… («Судан») Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор. («Жираф») гибельная Сахара это земные небеса пожар на земле...эта вечная слава песка Только горнего отсвет пожара, С небесами, где лёгкие спят облака, Бродят радуги, схожа Сахара. Адские явления, Дьявол Этот день оглушительный праздник, Что приветливый Дьявол устроил («Судан») Словно там, под сводом ада, Дьявол щёлкает бичом, Чтобы грешников громада Вышла бешеным смерчом. («Лесной пожар») Слава нашему хозяину-европейцу! Он храбр, но он недогадлив. Его сладко будет пронзить ножом. («Абиссинские песни») Адские животные...не знает и не спросит, Чем душа моя горда, Только душу эту бросит, Сам не ведая куда. («Леопард») Её стенанья яростны и грубы, Её глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы. («Гиена»)


Африка и герои рая Африканские подвиги у Николая Гумилёва совершаются обычно по религиозным соображениям. Воин-зулус («Замбези») ищет слона С ним борьба для меня бесполезна, Сердце знает, что буду убит, И Динган, мой отец, закричит: Да, ты не был трусливой собакой, Львом ты был между яростных львов. (Герой идёт на эту битву, чтобы попасть в рай за уже совершённые подвиги) Две смерти у героев Гумилёва Первая смерть во время подвига «Носорог», «Замбези» Вторая смерть-от старости и болезней «У камина», «Я и Вы» В целом, гумилевская Африка огромное поле войны между раем и адом во всех их проявлениях, войны, которой не суждено завершиться, войны вселенских масштабов, в которой участвуют боги и нечеловеческие силы разных масштабов, в том числе и звери, герои и рядовые воины.


1. Имажинизм- литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма января 1919 года была опубликована первая декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. 3. Цель: «преодоление футуризма». 4. Идея: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства.» Имажинисты проповедовали идею «точного языка», т.е назначение поэта- имажиниста сводится к точности изображения, ясности языка. 5. Основные признаки имажинизма: главенство «образа как такового»; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; поэтическое творчество есть эволюция образа и эпитета; стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. 6. Представители: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Б. Эрдман, Е. Якулов.


1. Первым журналом имажинистов считается сборник под названием «Лошадь как лошадь». 2. Период существования: гг; 3. Книга получила отрицательные отзывы: «Может быть, здесь многое вам не понравится, но это потому, что я ищу в поэзии прежде всего подлинной поэтичности.» В. Шершеневич; 4.Стихотворения, входившие в этот сборник носили наукобразные названия, с целью обнажить конструктивный принцип построения стиха. 5.Важное место уделялось категории «формы» и «содержания», а также таким выразительным средствам как сравнение и метафора; 6. Организатор: В. Шершеневич.


«Рассказ про глаз Люси Кусиковой» Аквариум глаза. Зрачок рыбешкой золотой. На белом Эльбрусе глетчерная круть. На небосклон белков зрачок луною, Стосвечной лампочкой ввернуть. Огромный снегом занесенный площадь, И пешеход зрачка весь набекрень и ниц В лохани глаз белье полощет. Паркеты щек подместь бы щеткою ресниц. Маяк зрачка на бельмах волн качайся! Мол носа расшибет прибой высоких щек! Два глаза - пара темных вальса. Синдетиконом томности склеен зрачек. Раскрылся портсигар сквозь ширь ресницы, Где две упругих незажженных папирос. Глаза - стаканы молока. В них распуститься Зрачку как сахару под ураган волос. Глаза страницей белой, где две кляксы Иль паровоз в поля белков орет. Зрачки блестят, начищенные ваксой Зрачки - вокзал в веселое перед. 1. Для поэзии Шершеневича характерно метафорическое сравнение, что и показано в данном стихотворении. 3. Человеческий глаз последовательно сравнивается с: Аквариумом Луной Лампочкой Площадью Щеткой Портсигаром Стаканом молока Белой страницей Паровозом 2. Тема- это только предлог, чтобы показать свое мастерство в сопоставлении несопоставимых объектов. 5. Образ в названии, на самом деле, только абстракция(чистая форма). 6. Контраст части и целого(тема незначительна, а образы серьезны и изысканны).


1. Вторым журналом имажинистов стал журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном.» 2. Редактором журнала был Н. Савин, но материалы для редакции принадлежали А. Мариенгофу. 3. Время существования журнала: Цель: доносить до читателей последние изыскания имажинистов в области философии искусства. 5. В журнале представлялись проблемные статьи о роли поэзии и искусства в современном литературном и общественном процессе. 6.Первый выпуск назывался «Не передовица», а второй- «Почти Декларация».


Поэзия Мариенгофа: -особое внимание уделяет сфере содержания; -сочетает прекрасное и безобразное; -умение и любовь к экспериментам; -агрессия в сторону традиций; -кощунство и цинизм в творчестве; -борьба с основанной на христианстве традиционной системой ценностей; -фрагментарность; Прими меня, почившего в бозе, Дай- мир Твой хваленый! Я- как капусты качан, Оставивший вдруг огород, На котором взрос. Я- как пугливый зверь, Покинувший сень дубравы, Я- как овечий хвост. Но все же… Требую я награды: Дай мне хваленый мир Твой! 3. Стихотворения построено на сравнениях. Но не они производят впечатление, а тематический ракурс стихотворения. 2. Сравнения помогают раскрыть характер лирического героя. 1. Эстетическим центром стихотворения является дерзкое обращение к богу(почти лишенное метафорической образности).


Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, выдвинувший творцов-художников мирового масштаба. Слово-символ Со множеством значений Слово-название предмета Слово-звук Слово-метафора с определенным значением СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМАКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМИМАЖИНИЗМ Модернизм Серебряный век

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова. Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии. Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора. Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов - Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию - это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Поэты "серебряного века" русской литературы

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма. Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения. Критики назвали его "солнечным гением", так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.

Избранные стихотворения:

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Избранные стихотворения:

А.А. Блок - крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Избранные стихотворения:

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл "последним певцом русской деревни". Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события - все пропускалось через призму природы.

Избранные стихотворения:

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений. Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами. Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Избранные стихотворения:

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка - точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений - урбанистические.

Избранные стихотворения:

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы "космистов", которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике. Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе. Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Избранные стихотворения:

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно "женской" поэзии. Ее лирику можно смело назвать "пособием для мужчин о женщинах". Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Избранные стихотворения:

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Избранные стихотворения:

Б. Л. Пастернак — известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии. Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии - это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Избранные стихотворения:

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся "официальным лицом" советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок "социалистического реализма". Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

Избранные стихотворения:

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.

Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.
В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм, неспособность дворянства выполнить роль организатора общества и выработать общенациональную идею, натиск новой буржуазии, неповоротливость монархии, не желавшей уступок, вековая ненависть мужика к барину - все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Издаются новые журналы, открываются театры, невиданные возможности появляются у художников, актеров, писателей. Их влияние на общество огромно. Одновременно формируется массовая культура, рассчитанная на неподготовленного потребителя, и элитная культура, ориентирующаяся на знатоков. Искусство раскалывается. Одновременно русская культура усиливает контакты с мировой культурой. Безусловный авторитет в Европе Толстого и Чехова, Чайковского и Глинки. «Русские сезоны» в Париже пользовались мировой известностью. В живописи блещут имена Перова, Нестерова, Коровина, Шагала, Малевича; в театре: Мейерхольда, Неждановой, Станиславского, Собинова, Шаляпина; в балете: Нежинского и Павловой, в науке: Менделеева, Циолковского, Сеченова, Вернадского. Марина Цветаева утверждала, что «после такого обилия талантов природа должна успокоиться».
В литературе необыкновенно возросло внимание к индивидуальности, личности: «Война и мир» («Война и человечество») Л. Толстого, «Человек» Горького, «Я» и трагедия «Владимир Маяковский» В. Маяковского. Возникает отказ от традиционного морализаторства, проповеднических, поучающих тем: «Как жить?», «Что делать?», «Как быть?». Все это - и экономические скачки, и развитие науки, достижения техники и идейные поиски на рубеже веков приводит к переосмыслению ценностей, к осознанию времени, требующего иных идей, чувств, новых способов их выражения. Отсюда и поиски новых форм.
В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты - Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис - отражали в стихах мир идей, свое мировоззрение. Акмеисты - Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузмин, Городецкий - в стихах выражали мироощущение, мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский. На рубеже эпохи бушевали страсти, выливающиеся в великолепные стихи, ставшие сегодня классикой, а тогда воспринимаемые почти вызовом, но каким мелодичным и красивым!
Это было у моря, где ажурная пена.
Где встречается редко городской экипаж-
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Необыкновенное время рождало такие же необычные стихи на стыке жанров и тем. Появились новые формы общения с читателями - творческие вечера, на которых чтение стихов сопровождалось музыкой.
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть Незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути...
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.
Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце - надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далекая,
Но различить - не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Огромное влияние на русских символистов оказал философ Владимир Соловьев. Идея о двух мирах - «двуемирие» - была глубоко усвоена символистами.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Акмеисты отпочковались от символистов. Они отрицали мистические устремления символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности. Они хотели воспеть земной мир во всей его множественности и силе, во всей плотской, весомой определенности.
Прозрачная ложится пелена
На свежий дерн и незаметно тает.
Жестокая, студеная весна
Налившиеся почки убивает.
И ранней смерти так ужасен вид,
Что не могу на Божий мир глядеть я.
Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.
Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени»,- утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя,- утверждали они,- ритмы современного города передать онегинской строфой».
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана,
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы.
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Поэзия «серебряного века», понимая ее широко, забрасывала свои семена в будущее.

Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX — начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век — это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл.

Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.

Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, — З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» — А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов — Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.

В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).

Валерий Брюсов в начале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты». Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру».

Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы». Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».

Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда». В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:

Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной.

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.

Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.

Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал: Материал с сайта

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин…

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема свободы в поэзии
  • поэзия серебряного века и о направлении в краткости
  • русская живопись серебряного века краткое содержание
  • русская литература начало 19 века краткое содержание
  • бальная поэзия конца 19 века

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.