Статуи хатшепсут и тутмоса. Хатшепсут — женщина-фараон

Регент при взрослом фараоне. Летом позапрошлого года мир облетела сенсационная новость: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы. В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии – но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови). Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей – но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут – женщины, ставшей фараоном. Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I. От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) – наследник Тутмос II.

Cложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол.
Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери – у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника. Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке. Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе. Её величество царь. Это было лишь начало – далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка – но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально. Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был. Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно. Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол. Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли. Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника – так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном. За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля – операция, которую до сих пор изучают в военных академиях! Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие – но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны. «Никому не ведомо, какой она была, – размышляет египтолог Катарина Роэриг. – Думаю, она была превосходным стратегом и умела стравливать людей друг с другом так, чтобы и их не погубить, и самой не погибнуть». Так или иначе, проблемы с соправителем Хатшепсут решила, но оставалась проблема посерьезнее. Традиция и религия единодушно утверждали, что фараон – всегда мужчина, и это, вероятно, делало положение царицы весьма зыбким. Фараон Хатшепсут пыталась решить этот вопрос разными способами. Пиар-кампания по-царски. В письменных текстах фараон не скрывала пола – мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове – символы царей-мужчин: немес – полосатый головной убор и урей – налобная фигурка священной кобры. На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами – так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу. Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили – так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой – и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники... богов. На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации! Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною». Хнум вторит Амону: «Образу ее, когда она займет великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…» – и тотчас берется за работу. Интересно, что на гончарном круге Хнума малютка Хатшепсут – явно мальчик. Фараон Хатшепсут стала великим строителем. Повсюду, от Синая до Нубии, она возводила и восстанавливала храмы и святыни. При ней были созданы шедевры архитектуры – четыре гранитных обелиска в огромном храме бога Амона-Ра в Карнаке. Она заказала сотни своих собственных статуй и увековечила в камне историю всего рода, свои титулы, события собственной жизни, реальные и вымышленные, даже свои мысли и чаяния. Поражает искренностью и пронзительностью ее высказывание, высеченное на одном из обелисков в Карнаке: «Сердце мое трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы».
Почти все статуи, изображения и надписи выглядят как продуманная пиар-кампания, призванная легитимировать правление женщины-фараона.
Но на кого была направлена эта мощная пропаганда? Для кого фараон писала свои искренние признания и творила мифы? Для жрецов? Знати? Военных? Чиновников? Богов? Будущего? Гуманист и вандал. Один из вариантов ответа подсказывает привычка Хатшепсут обращаться к чибису - неприметной болотной птичке. В Древнем Египте чибиса называли «рехит», что в иероглифических текстах обычно означает «простые люди». Они, заурядные, как чибисы на Ниле, никем из фараонов в расчет не принимались и на политику никак не влияли, хотя в надписях слово и встречается нередко. Но Кеннет Гриффин из Университета Сванси в Уэльсе обратил внимание, что Хатшепсут употребляет его куда чаще других фараонов XVIII династии. Уникальное явление, считает ученый. Хатшепсут часто использовала форму «мой рехит», обращалась к простым людям за поддержкой... Говоря, что ее сердце трепещет при мысли о том, что скажут люди, царица, возможно, имела в виду как раз рехит – простых смертных. После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо. Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат – тексты превосходно сохранились). В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру – «священнейший из священных». Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья – все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут. По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму. Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией – стирать с памятников имена нелюбимых предшественников. Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение – гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы. Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете». Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев – двадцатилетней выдержки! Есть и другая загадка – «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя. Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», – уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года. Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи. Потомки Хатшепсут? Женщины? Сбежавшая Мумия. В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут – очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было. Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, – прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу. Через три года мумию из саркофага перевезли в Каирский музей, установив, что надпись на гробе указывает на няньку Хатшепсут. А вторая мумия осталась на полу. Это была, казалось, простая рабыня – слишком неинтересная, чтобы ее куда-то помещать. KV60а (под этим номером мумию занесли в реестры) отправилась в вечное странствие, не имея ни гроба, ни одежды, ни фигурок слуг, ни головного убора, ни украшений, ни сандалий – ничего того, что полагалось бы взять знатной женщине. Рука, согнутая в локте. Шли годы, все напрочь забыли о мумии, оставленной на полу, и даже дорога к гробнице KV60 была утеряна. Вновь ее отыскал в 1989 году ученый Доналд Райан, приехавший ради исследования несколько маленьких недекорированных могил. В заявку он включил и KV60. Спустившись в гробницу, ученый сразу понял, что в стародавние времена она была варварски разграблена. «Мы обнаружили разломанный фрагмент гроба с изображением лица и песчинки золота, которое все было соскоблено», – вспоминает он. То есть воры могли запросто унести саркофаг и все украшения мумий, если таковые имелись. А в соседнем помещении Райан обнаружил огромный ворох ткани и горку «съедобных мумий» – сложенную в узлы пищу, которую давали умершему с собой в странствие по вечности. Но больше всего Райана заинтересовала левая рука мумии, по-прежнему лежащей на полу. Рука была согнута в локте – а некоторые ученые полагают, что так в эпоху XVIII династии хоронили только царственных особ. И чем дольше Райан изучал мумию, тем больше убеждался, что это была важная персона. «Она была первоклассно мумифицирована, – вспоминает он. – Но не было никаких зацепок, чтобы хоть как-то ее идентифицировать». И все-таки ученому показалось неправильным оставлять мумию, кем бы она ни была, валяться на полу в куче лохмотьев. Райан с коллегой прибрались в гробнице, заказали у плотника скромный гроб, опустили незнакомку в новое ложе и закрыли крышку. В гробнице и в безвестности мумия провела еще почти два десятка лет – пока не началось новое исследование, посвященное тайне Хатшепсут. Всё дело в зубе. Исследование начал Захи Хавасс, руководитель программы по изучению египетских мумий и генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта. Сперва Хавасс собрал все неопознанные женские мумии XVIII династии, предположительно относящиеся к царскому роду. Таких набралось четыре, среди них – обе обитательницы гробницы KV60. Ученый, правда, был уверен, что мумия KV60а тут совершенно ни при чем. У нее была совсем не царственная осанка и, как писал археолог, «свисала огромная грудь» – скорее это могла быть кормилица. Но все-таки ее вместе с другими исследовали на компьютерном томографе, устанавливая возраст и причину смерти.
А затем Хавасс вспомнил о деревянном ящике с именем Хатшепсут, найденном в тайнике в Дейр эль-Бахри еще в 1881 году. Полагали, что там находилась ее печень. Однако, просканировав ящик, ученые обнаружили... зуб.
Дантисты установили, что это второй коренной зуб, у которого не хватает части корня. А у крупной мумии с пола гробницы KV60 в верхней челюсти справа имелся корень без зуба. Были проведены измерения – корень и зуб полностью соответствовали друг другу! Сегодня мумия KV60а выставлена в Каирском музее. На дощечке написано по-арабски и по-английски, что это Хатшепсут, Ее величество царь, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей – фараонами Нового царства. Тело ее в эпоху XXI династии, около 1000 года до нашей эры, могли перенести в гробницу няньки верховные жрецы Амона, дабы защитить мумию от воров – членов царской семьи часто прятали в тайных могилах. Компьютерные томографы уже опровергли гипотезы о том, что Хатшепсут убил ее пасынок. Крупная женщина KV60а умерла от острой и тяжелой инфекции, вызванной нарывом в зубе; к тому же она, вероятно, страдала раком костей и, возможно, диабетом. А если зуб из ящика все-таки не принадлежал Хатшепсут? Первые тесты ДНК пока не дают определенности. Но новые исследования должны вынести более точный вердикт.

Хатшепсут (1490/1489-1468 до н. э., 1479-1458 до н. э. или 1504-1482 до н. э.) - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол. Осталась в истории как строитель, хороший военачальник и умный политик.

Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин - Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.

Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года. В сохранившихся выдержках из «Анналов Тутмоса III», летописи придворного военного хрониста Танини, первая кампания Тутмоса III в качестве единоличного правителя (в ходе которой произошла знаменитая битва при Мегиддо) относится к весне 22-го года номинального правления фараона, что наглядно подтверждает сведения Манефона.

Распространённые в научной литературе длинная и средняя хронология древнеегипетской истории датируют правление Хатшепсут соответственно 1525-1503 до н. э. и 1504-1482 до н. э. Принятая в современных исследованиях краткая хронология относит правление царицы Хатшепсут к 1490/1489-1468 до н. э. или 1479-1458 до н. э. Разница в 10 лет объясняется тем, что правление Тутмоса II в царских списках оценивается в 13/14 лет, но практически не отображено в материальных памятниках, на основании чего его длительность сокращают до 4 лет (соответственно, промежуток времени между восхождением на престол Тутмоса I и Хатшепсут можно оценивать в 25 или 14 лет).

Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского бога Амона.

Хатшепсут имела всего одну родную сестру Нефрубити, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменмоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, - сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменмос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому, после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494-1490 до н. э.; Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

У Тутмоса II и Хатшепсут в качестве главной царской жены была дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и, возможно, Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное - поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут, с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины - на Меритре.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I), тело которой было создано самим богом Хнумом. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии, или «божественном браке», во время которого сам бог Амон якобы снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы, приняв облик Тутмоса I, зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Впоследствии официальная пропаганда постоянно использовала легенду о божественном происхождении Хатшепсут для оправдания её пребывания на престоле.

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов - «Могучий бык».

Так как фараон в Египте был воплощением Хора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду, однако далеко не в обязательном порядке: отдельные статуи царицы вроде выставленных в Музее Метрополитен продолжают изображать её в прежнем виде - в обтягивающей женской одежде, но в накидке-немесе и без накладной бороды.

Женщина — фараон — строитель

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона - богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру - «Священнейший из священных» - и строившийся на протяжении 9 лет - с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут (?), и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма; они были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон.

Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет - повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут - бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры - символа богини Уаджит, - хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самая главная и самая сокровенная часть всего храма Дейр-эль-Бахри.

Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив, Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте.

Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов - в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.

Военные походы царицы Хатшепсут

При Хатшепсут Египет процветал в экономическом плане. Устанавливались классические рабовладельческие отношения, велась активная торговля. Около 1482/1481 до н. э. ею была снаряжена экспедиция в составе 210 матросов и пяти кораблей под начальством Нехси в страну Пунт, известную также как Та-Нечер - «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога - современного полуострова Сомали). Контакты с Пунтом были прерваны в эпоху Среднего царства, однако они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортёром миррового дерева. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан (тишепс, ихмет, хесаит), чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Также на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта (царём Пареху и царицей Ати) формальной власти Хатшепсут.

Долгое время считалось, что Хатшепсут как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным, что якобы вызвало недовольство армии. Однако новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре - победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Более того, возможно, Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории.

Смерть фараона Хатшепсут

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку она ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент смерти ей было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней (рак костей и печени, усиленный диабетом)

Существуют две гробницы, принадлежащие Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения в последние годы правления Рамессидов, когда разграбление гробниц стало массовым явлением, и мумии выдающихся правителей Нового царства перезахоронялись жрецами во главе с Херихором.

Работы над первой гробницей царицы начались ещё в её бытность главной царской женой Тутмоса II. Ранняя гробница царицы расположена в скалах Вади Сиккат Така эль-Зейд, к югу от храма в Дейр-эль-Бахри. Однако она не могла устраивать Хатшепсут, ставшую фараоном, поэтому работы над ней прекратились, а в скалах Долины царей была вырублена основная гробница Хатшепсут - KV20. Она была обнаружена в 1903 Говардом Картером. Первоначальный замысел царицы состоял, видимо, в том, чтобы соединить гробницу с поминальным храмом в Дейр-эль-Бахри грандиозным туннелем, однако в силу непрочности известняковых пород от этой идеи отказались. Тем не менее, рабочие уже успели начать работу над ходом, который был впоследствии превращён в обширную погребальную камеру, куда из гробницы KV38 была перенесена и мумия отца царицы Тутмоса I.

Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым. Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты деревянного позолоченного саркофага, возможно, принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в 1979 среди обрывков пелён и остатков погребального инвентаря в незавершённой гробнице последнего фараона XX династии Рамсеса XI (KV4).

В марте 2006 года на лекции в Музее Метрополитен один из ведущих специалистов в современной египтологии доктор Захи Хавасс заявил, что мумия царицы обнаружена на третьем этаже Египетского музея в Каире, где она находилась уже несколько десятилетий. Эта мумия, одна из двух найденных в небольшой гробнице в Долине царей (KV60) и вывезенная в Каир в 1906 году, считалась до последнего времени мумией женщины по имени Сат-Ра (Ситре), кормилицы царицы, но не её самой. Косвенными доказательствами принадлежности мумии женщине-фараону являются обнаруженные в гробнице Сат-Ра трон, настольная игра сенет и ушебти с именем Хатшепсут.

Другой претенденткой на мумию Хатшепсут считалась мумия неизвестной царицы Нового царства, найденная в 1990 году в гробнице KV21. Деревянный ящик-канопа с внутренностями царицы Хатшепсут был обнаружен в 1881 году во вскрытом тайнике с царскими телами в Дейр эль-Бахри. Его принадлежность царице XVIII династии также оспаривается, поскольку он мог принадлежать и знатной женщине периода XXI династии, имя которой также звучало как Хатшепсут.

По распоряжению Захи Хавасса вблизи музея в 2007 году разместили генетическую лабораторию, в которой учёным из разных стран мира предстояло проверить предположения о том, какая из мумий действительно принадлежит царице Хатшепсут. В результате проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумий 26 июня 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. Выбирая из изобилия сохранившихся мумий представителей XVIII династии (например, однозначно идентифицирована мумия племянника и пасынка царицы Тутмоса III), учёные остановились на бабушке Хатшепсут Яхмос Нефертари, чей генетический материал и был сравнён с ДНК из мумии её внучки.

Выводы анализа ДНК подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, ранее найденный в маленькой деревянной шкатулке с изображением картуша Хатшепсут, как раз и является недостающим зубом из челюсти мумии KV60. Это открытие было объявлено «важнейшим в Долине Царей после находки гробницы Тутанхамона».

Гонения после смерти царицы Хатшепсут

Устоявшимся является представление, что Тутмос III, выступающий в поход против Сирии и Палестины, вышедших из повиновения Египту тремя годами ранее, в 1472 до н. э., приказал уничтожить все сведения о покойной Хатшепсут и все её изображения в отместку за лишение его власти, поэтому долгое время об этой царице практически ничего не было известно. В частности, огромные золочёные обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр-эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости, даже само имя Хатшепсут было исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта. Имя Хатшепсут вырезалось из картушей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III, что было для древнего египтянина равносильно проклятию. Подобным образом фараоны начала XVIII династии стирали все надписи, принадлежавшие к периоду ненавистных гиксосских царей, Эхнатон преследовал имена, включающие имя Амона (исключая имя бога даже из картушей собственного отца Аменхотепа III), а Хоремхеб, в свою очередь, уничтожал имя самого «Отступника из Ахетатона».

Однако, существует альтернативная точка зрения на преследование памяти о Хатшепсут: возможно, все эти действия были необходимы молодому фараону Тутмосу III только для того, чтобы доказать легитимность своего правления. Эту гипотезу частично подтверждают и недавние исследования, проведённые различными группами египтологов, возглавляемых Чарльзом Нимсом и Питером Дорманом. Эти исследователи, изучив повреждённые изображения и надписи, пришли к выводу, что памятники времён Хатшепсут могли быть повреждены после 42-го года (1448 до н. э.) правления Тутмоса III, а не 22-го, как считалось ранее, что опровергает общеизвестную теорию о мести Тутмоса III своей мачехе-узурпатору.

Таким образом, представляется вполне возможным, что Тутмос III, следуя совету приближенных, был вынужден ликвидировать следы правления Хатшепсут в силу весьма консервативной иерархической политической системы Древнего Египта, которая допускала до управления государством только мужчин - в воззрениях египтян, сам факт нахождения женщины на престоле мог нарушать «установленный свыше» принцип космической справедливости маат. Косвенным подтверждением этой теории является также то обстоятельство, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни Хатшепсут, а его гробница могла быть повреждена ещё до восхождения на престол пасынка Хатшепсут.

Дискутируя относительно причин посмертных гонений на женщину-фараона, отдельные египтологи даже отказывают им в системности, выдвигая гипотезу о том, что её картуши могли пострадать в результате атонистического религиозного переворота Эхнатона: часть царского имени царицы, Хенеметамон, включала в себя имя Амона, следовательно, подлежала запрету и уничтожению. Сети I, восстанавливавший памятники XVIII династии, повреждённые при «царе-еретике», в силу традиции на место стёртых картушей мог вписывать имена не самой царицы, а её ближайших родственников.

В свете продолжающейся дискуссии относительно отношений Тутмоса III и Хатшепсут особое значение приобретает недавнее открытие девяти золотых картушей, включающих как имя Хатшепсут, так и имя Тутмоса, близ одного из обелисков у храма Хатшепсут в Луксоре.

Интерес к личности царицы Хатщепсут

Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века, в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт - с посещением посольством царицы царя Соломона.

Для академической науки разгоревшаяся в конце XIX - начале XX века дискуссия относительно личности женщины-фараона примечательна решением так называемой «проблемы Хатшепсут». Первоначально считалось, что Хатшепсут была старшей сестрой и женой Тутмоса III. Эта точка зрения базировалась на заблуждении, что замена имени одного царя именем другого обязательно свидетельствует о прямой последовательности их правления. Путаница с картушами Хатшепсут, заменёнными Тутмосом III не только своими картушами, но и картушами её отца и мужа, приводила к объяснению этих процессов междоусобицами между стареющим Тутмосом I и Тутмосом II с одной стороны, и Тутмосом III и Хатшепсут, - с другой.

Эту точку зрения отстаивал немецкий египтолог Курт Зете, утверждавший, что Хатшепсут и Тутмос III вместе сначала свергли Тутмоса I, а затем, вернув престарелого царя, отстранили от власти Тутмоса II. Таким образом, Хатшепсут представлялась амбициозным узурпатором, лишившим власти даже своего отца, а построения относительно наследования Тумосидов выглядели следующим образом: Тутмос I - Тутмос III - Тутмос III и Хатшепсут (соправители) - Тутмос III, отстранивший Хатшепсут, - Тутмос I и Тутмос II - Тутмос II (после смерти старшего Тутмоса) - Тутмос III и Хатшепсут - Тутмос III (единолично). Такая громоздкая схема, насчитывающая четыре государственных переворота за двадцать лет, была подвергнута решительной критике швейцарского учёного Эдуарда Навилля, который, опираясь на новые археологические открытия, предложил собственную теорию, объяснявшую проблему Хатшепсут. Эдуард Мейер усовершенствовал теорию Навилля, что позволило ей впоследствии стать общепринятой.

Несмотря на очевидную несостоятельность своей теории, Курт Зете не собирался отказываться от неё и лишь несколько ревизовал её, упростив до следующей цепи наследований: Тутмос I - Тутмос II и Хатшепсут - Хатшепсут и Тутмос III - Тутмос I и Тутмос II - Тутмос II - Хатшепсут и Тутмос III - Тутмос III. Несмотря на то, что и эта гипотеза грешила воскрешением Тутмоса I и Тутмоса II, якобы вернувшихся из политического небытия в разгар правления Хатшепсут, её придерживались многие видные египтологи, в том числе Борис Александрович Тураев и Джеймс Генри Брэстед. «Проблема Хатшепсут» была окончательно решена Уильямом Ф. Эджертоном, который пришёл к выводу, что если бы правление Хатшепсут действительно было прервано эфемерным правлением её мужа и отца, повреждённые ими картуши Хатшепсут непременно были бы восстановлены после её возвращения на престол.

Рожденная в XV в. до н.э. царица Хатшепсут, дочь фараона Тутмоса I и царицы Ахмес, была любимицей в семье. Когда два ее брата погибли, она осталась в уникальном положении, поскольку была единственной наследницей трона после своего отца. Роль фараона-женщины была беспрецедентной. Когда царь умер, его сын, рожденный от простолюдинки Мутнофрит, Тутмос II, фактически взошел на трон.

Происхождение царицы Хатшепсут

Ученым удалось обнаружить и обследовать мумию этого фараона Древнего Египта, который оставался у власти недолгих три-четыре года. В результате исследования ДНК было обнаружено, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое в последствие стало причиной его скоропостижной кончины.

С Хатшепсут, его сводной сестрой и женой, у них не было потомства по мужской линии. Их дочь Нефруре, была скорей всего рождена внебрачных связей с Сенмутом, как и сын Исис. Он стал очередным наследником на престол и получил имя Тутмос III, но находился в то время в малолетнем возрасте. И Хатшепсут взяла управление древней цивилизацией Египет в свои руки в качестве регента. Любимая дочь знаменитого фараона, харизматичная и красивая, она по сути захватила власть фараонов и правила страной в течение 15 лет, вплоть до своей смерти в 1458 г. до н.э. Хатшепсут оставила после себя самое большое количество памятников архитектуры и произведений искусства, чем любая другая царица Древнего Египта.

Царица Хатшепсут на троне Древнего Египта

Руководить страной царице Хатшепсут было не просто. Ей пришлось подавить несколько восстаний после того, как ее племянник достиг совершеннолетия. Используя свой опыт в политической сфере, она ловко обернула власть в свою сторону. Для удержания власти она использовала те же приемы, что и фараоны Древнего Египта: множество скульптур и барельефов, прославляющих внеземную власть царей были построены при ней. Она облачалась в традиционную мужскую одежду правителей: шендит килт , то есть головной убор с урей и ката – платок, и фальшивую бороду.

Время правления царицы Хатшепсут было самым мирным и отличается отсутствием войн. Однако ее достижением считается экспедиция в страну Пунт, современное Сомали, в поисках слоновой кости, специй, золота и ароматических деревьев. События этого похода хорошо задокументированы в на стенах ее храма рядом с Луксором. Они включают описание путешествия, в том числе сатирические образы пунтов и их королевы, вид которой вызывал у египтян смех: складки жира свисают над ее коленями и локтями, спина искривлена и у нее орлиный нос. Для древних египтян эта сцена была, вероятно, веселым зрелищем.

Хатшепсут в конечном счете была признана законной царицей Древнего Египта. При ней был построен храм в Долине царей на самом высоком месте – плато Дейр-эль-Бахри рядом с Нилом в Фивах.

Легитимность власти царицы Древнего Египта

Храмы древнего Египта, Карнак

Она была искусным политиком и имела достаточно выраженную харизму, которая позволила ей сохранить власть над Древнем Египтом в течение полутора десятилетий. Однако она использовала для средства для доказательства легитимности ее правления. Первое, это ее непосредственное отношение к Тутмосу I. Царица утверждала, что ее отец ставил ее выше двух ее родных и одного сводного брата. И второе, в ее храме начертаны слова Хнумом, гончаром, который как считалось возводил скульптуры религиозным культам, доказывающее, что она имела превосходство по происхождению над всеми смертными:

«Я сделаю так, что единственным из всех живых существ на земле, Вы дорастете до царя Верхнего и Нижнего Египта, как твой отец Амон, который любит тебя больше всех».

Это утверждение имело в то время юридическую силы, как и другие тексты, которые указывают на высокий статус царицы Хатшепсут. Сомнений в ее происхождении и власти после написания таких текстов не возникало. Из этого утверждения следует, что ее отцом был Амон, воплотившийся в ее отце. На стенах ее гробницы начертана история о том, что Амон-Ра-отец подошел к Ахмес в виде Тутмоса I.

«Амон принял форму благородного царя Древнего Египта Тутмоса и нашел царицу спящей в своей команде. Услышав приятный запах, который исходил в его присутствие, она проснулась. Он отдал ей своей сердце и показал себя во всем великолепии. Когда он приблизился к царице, она плакала от радости от созерцания его силы и красоты, и он отдал ей свою любовь… «. Это изречение, содержащее историю о необычном происхождении Хатшепсут, гарантировало царице устойчивое положение в обществе.

Спустя около пяти тысяч лет археологами была обнаружена гробница Хатшепсут и место, где был захоронен сын Сенмут, Тутмос III. Их мумии были украдены, а места погребения уничтожены.

Царица Хатшепсут продолжила традицию своего отца и построила два обелиска из красного гранита, крупнейших на тот момент. Ее имя было увековечено на архитектурном шедевре, но Тутмос III способствовал тому, чтобы картуш был стерт со всех храмов и архитектурных памятников и изменен. Хотя многие ее замыслы в строительстве были разрушены вскоре после ее смерти, в целом царице Хатшепсут удалось совершить то, что ни одна женщина до нее не смогла сделать. Она управляла мощной, одной из самых развитых древних цивилизацией в мире – Египтом, почти двадцать лет.

Тайна исчезнования мумии царицы Хатшепсут

В 1903 году удалось обнаружить саркофаг Хатшепсут в гробнице №20 в Долине Царей, которой был присвоен номер KV20. Он был пуст. Возможно она была уничтожена ее регентом Тутмосом III. Раскрыть тайну исчезновения мумии удалось в результате исследования, проведенного в 2005 году при поддержке Захи Хавасса, главы египетского министерства древностей и Высшего совета по древностям. Хавасс и группа ученых обнаружили в камере KV60а неизвестную мумию, возраст которой исчислялся на столетие раньше, чем была построена гробница в Древнего Египта. На ней не было головного убора, ни драгоценностей, ни золотых сандалей, украшений и сокровищ. После проведения ДНК выяснилось, что возможно она принадлежала амбициозной Хатшепсут. Она была перевезена в Египетский музей в Каире и пополнила коллекцию зала Королевских Мумий на втором этаже. Рядом с ней установлена табличка, которая гласит, что мумия принадлежит царице Хатшепсут, царице Неба, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей династии Нового Царства в стенах музея.

Жизнь и гибель Хатшепсут была предана забвению, но ее надежды, как фараона Древнего Египта будут вспоминать тысячелетиями. Она была одним величайших строителей своего времени. Четыре гранитных обелиска были возведены по ее приказу в храме Амоне в Карнаке. Перевезены святыни из Синая в . Выражение беспокойства египетской царицы и отражение ее мыслей и даже пророчество начертаны на одном из обелисков в Карнаке: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».

Храм Царицы Хатшепсут и обширные залы Карнакского храма в Луксоре сегодня, спустя тысячелетия, являются излюбленными местами отдыха туристов и непревзойденными образцами мастерства строителей Древнего Египта.


Женщина-фараон Хатшепсут

В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.


Известняковая скульптура Хатшепсут в Метрополитен-музее в Нью-Йорке


Статуя Хатшепсут

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.

Скульптурное изображение женщины-фараона Хатшепсут


Слева – парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри. Справа – осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.

Стела Хатшепсут в храме Амона-Рав Карнаке

В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».


Колонна из храма Хатшепсут

Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри


Храм Хатшепсут ночью

Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.

Роспись в храме Хатшепсут


Колонны храма Хатшепсут

Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Хатшепсут – правительница Египта

Истинный портрет женщины-фараона воссоздать тоже крайне сложно – обычно изображения владыки были довольно условными и символичными. Загадкой долгое время оставалось и местонахождение мумии Хатшепсут: в обнаруженной гробнице ее не было. Только спустя какое-то время ее нашли в одном из помещений неподалеку от гробницы лежащей прямо на полу.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут


Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен

Древняя столица Египта Фивы славилась своими архитектурными шедеврами. Ее симметрично расположенный комплекс храмов можно разделить на две части: на восточном берегу Нила обосновались мирские постройки – дома, дворцы, храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу все было посвящено умершим – пирамиды , некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве мертвых особой популярностью пользовались храмы Абу-Симбел (храм Рамсеса II ) и, собственно, заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.